06.03.2023 19:47 | |||
Рефлексия первой производственной практики студентов группы ПДО-21 С 16 февраля по 1 марта студенты специальности «Педагогика дополнительного образования» были на своей первой производственной практике в учебных заведениях города Хабаровска: МАОУ Многопрофильном лицее им. 202 Воздушно-десантной бригады, МАОУ Лицее «Звездный», Детской художественной школе, ЦЭВД «Отрада». В процессе педагогической практики студенты постоянно сталкиваются с реальными проблемами педагогической жизни и пытаются найти их оптимальное решение. Особое место для личностного и профессионального развития будущего педагога дополнительного образования занимает рефлексия. Она рассматривается как одно из важных средств организации процесса становления профессиональной компетентности. Педагогическая практика обладает большими возможностями для развития умений профессиональной рефлексии, которая предполагает умение обнаруживать проблемные ситуации в своей деятельности, анализировать их причины и выбирать оптимальные способы их решения. Именно собственный профессиональный опыт является отправной точкой для осмысленного восприятия новой информации, совершенствования имеющегося опыта, развития компетентности.
Рефлексия первой производственной практики студентов – это, прежде всего, размышление, самонаблюдение, самопознание. И вот чем поделились с нами студенты. Борисова Анна: «Благодаря методисту-наставнику я справилась с возникшими трудностями: держать детскую аудиторию в творческом настрое на плодотворную работу, при этом сохраняя дисциплину». Болдина Регина: «Педагоги-наставники встретили нас приветливо и в первый же день объяснили все тонкости работы с детьми в художественной школе. Производственная практика оказалась для меня новым этапом в жизни. Я была на месте не ученика, а учителя - и это что-то необыкновенное…» Вишнякова Арина: «Очень волновалась. Многое не получилось, очень сложно было держать дисциплину. Мне учиться еще и учиться. Хорошо, что в колледже практико-ориентированная система обучения и на третьем курсе, на следующей производственной практике, я научусь держать дисциплину на своих занятиях». Калиниченко Светлана: «Мне посчастливилось проходить свою первую производственную практику в Многопрофильном лицее. Методист-наставник Наталья Алексеевна Плешкова, самая внимательная и по человечески добрая, окружила нас заботой и повела показывать, как надо работать с детьми в кружковой деятельности. С таким наставником все страхи улетучились. Я научилась у нее приему «Молчи, когда шумят», он действительно работает. На своём первом занятии ребята начали шуметь и перекрикивать меня, я замолчала и просто смотрела на них, прошло минут 5, наступила тишина среди детей, и я продолжила занятие». Чепик Екатерина: «Свою первую практику я проходила в центре эстетического воспитания детей «Отрада». Я с интересом наблюдала за детьми на своих занятиях, как они работают, была счастлива видеть результаты своего труда. Я еще раз убедилась, что выбрала правильную специальность и не жалею о том, что поступила в Хабаровский педагогический колледж. Благодаря помощи методиста-наставника я прошла практику на «отлично», у меня остались только положительные эмоции». Лукасевич Надежда: «Практика для меня была огромным уроком работы с детьми. Я сделала вывод, что не надо давать групповые задания, надо работать индивидуально». Кулагина Феодосия: «Моя производственная практика проходила в Лицее «Звездный». С одной стороны, я получила много приятных эмоций, с другой стороны, я была напугана «современностью» этой школы. В лицее настолько все устроено на высоком уровне, даже перемены меня поразили, когда в центральном холле, он у них называется атриумом, собрались все, началось выступление самодеятельности - так каждую перемену в преддверии праздника 23 февраля они поздравляли мальчиков лицея. Методисты-наставники Старцева Марина Сергеевна и Викина Ульяна Сергеевна поделились методическими наработками, рассказали про свои авторские программы кружковой деятельности». Григорьева Анна: «В проведении занятий самой главной проблемой была дисциплина. У меня были свои ожидания от детей. Работа педагога – это очень сложная работа во всех планах. Мне нравится работать с детьми, передавать им свои знания, энергию. У меня все впереди, научусь и дисциплину держать в своих педагогических руках». Слободчикова Алена: «Это было не просто. Очень переживала. Лишь благодаря наставнику Романовой Марине Борисовне я справилась со своими эмоциями. Мы вместе отрабатывали каждый конспект, каждое мое слово в занятии - всё. Позже, когда миновало первое занятие, которое я проводила с детьми, я начала получать удовольствие от тяжелой работы педагога дополнительного образования». Дроздова Елизавета: «Пришлось тщательно готовиться к занятиям. Очень интересно было попробовать себя в роли педагога. Так я пришла к выводу, что педагог должен четко планировать время, хорошо ориентироваться в данной теме, должен уметь признавать свои ошибки, уметь контактировать с детьми, иметь чувство юмора, быть немного строгой, уметь слушать ребенка и находить к каждому подход. Я поняла, что труд педагога не заканчивается на выданном занятии, а продолжается дома, в подготовке к следующим занятиям». Ведищева Дарья: «От красоты и величия Лицея «Звездный» у меня захватывало дух. Первый день практики был ознакомительный. Уже на следующий день я сидела на занятиях методистов-наставников и училась, как учить. Свои занятия я проводила в кружке, который организован для детей дошкольного возраста». Лисицына Евгения: «Я побывала на занятиях у двух методистов-наставников и это очень хорошо, так как я училась проведению занятий у двух методистов сразу и видела разные подходы - мне это очень понравилось». Рыжова Юлия: «Мне очень понравилось сотрудничать с педагогическим составом Лицея «Звездный», меня поразило то уважение, которым меня окружили педагоги, ко мне относились так, как будто я не практикант, а их давний коллега». Основная цель такой рефлексии студентов-практикантов - стимулирование размышлений студентов о собственном профессиональном становлении, содействие в выстраивании перспектив успешного профессионального развития. Результаты индивидуальной и коллективной рефлексии студентов одновременно способствуют совершенствованию содержания и технологий процесса профессиональной подготовки в педагогическом колледже, деятельности преподавателей и самих студентов. Вместе с тем анализ ответов каждого студента позволяет отметить уровень его готовности к определенному виду профессиональной деятельности, увидеть динамику роста его профессиональной компетентности, определить характер необходимой педагогической помощи и поддержки.
Т.С. Анисимова, преподаватель
|