10.08.2022 13:46 | ||||||||||||||||||||||
Результаты оценки мотивации поступления абитуриентов на педагогические специальности колледжа Современный педагог должен быстро реагировать на изменения в сфере труда, внедрять инновации в своей профессиональной деятельности, должен быть готов к поиску разных способов организации педагогического процесса, направленного на освоение каждым учащимся системы компетенций. Соответственно, нынешняя модель профессионально-квалифицированного выпускника педагогического колледжа должна соответствовать требованиям государственного образовательного стандарта и запросам работодателей, а именно содержать личностную и деятельностную составляющие компетенции, где профессионально-направленная мотивация интегрирует и подпитывает эти две составляющие. Допрофессиональная подготовка учащихся школ к педагогической профессии чрезвычайна важна. От результативности и эффективности данной работы будет зависеть выбор абитуриента, поступающего в педагогический колледж: его осознанный или случайный выбор профессии педагога, правильное представление трудностей и преимущества педагогического труда, владение необходимыми личностными качествами для профессии типа "человек-человек" и сформированная внутренняя мотивация к данной сфере деятельности. Результаты допрофессиональной готовности характеризуется определенной зависимостью: чем больше немотивированных студентов при поступлении в педагогический колледж, тем меньшее количество выпускников идут работать в педагогическую деятельность. К внутренним мотивам относятся также мотивы самообразования и широкие познавательные мотивы, например, "Симпатия к профессии, желание быть педагогом", "Любовь к детям, желание им передать опыт и знания", "Желание получать умения и навыки в области образования детей" и пр. К внешним образовательным мотивам относятся убеждения и причины, которые находятся вне процесса деятельности и вне субъекта деятельности. Например, "Желание родителей", "Семейные традиции", "Не было возможности поступить в другое учебное заведение", "Проживание вблизи" и пр. Социологическое исследование по оценке мотивации поступления абитуриентов в Хабаровский педагогический колледж в 2022/2023 учебном году проводилось в июле – августе 2022 года. Анкетирование проводилось среди абитуриентов во время подачи ими заявлений в приёмную комиссию колледжа. Было опрошено 263 респондента. Большинство участников опроса (92%) до поступления в колледж учились в обычной средней общеобразовательной школе. Треть респондентов (36%) - из городских школ, чуть менее половины опрошенных (48%) – из сельских школ, незначительная часть (16%) приехали учиться из поселков городского типа. Отвечая на вопрос «Насколько Вам интересно было учиться в школе?», 58% респондентов ответили, что учились в школе с интересом, старались учиться как можно лучше. Эти абитуриенты учились в школе без троек. А у 42% выпускников, поступающих в колледж, в аттестате имеются "тройки". В 2022 году 44% абитуриентов в качестве причины, препятствующей хорошей учёбе, поставили трудность понимания учебного материала по ряду предметов, 36% респондентов указали на несоответствующую обстановку в классе. На причину, связанную с учебной средой и характером преподавания (скучное, неинтересное преподавание, несоответствующая обстановка в классе и т.д.) указали 20% респондентов. Отвечая на вопрос: «С какими прогнозируемыми проблемами по Вашему мнению будет связана учеба в колледже?», 11% абитуриентов считают, что не будут испытывать никаких особых проблем, остальные указали на трудности, связанные с различными причинами, представленными в табл. 1. Причины, которые по мнению абитуриентов могут создать для них проблемы в ходе обучения
При этом в составе проблем, связанных с нестабильной социально-экономической ситуацией, респонденты назвали отсутствие повышения жизненного уровня семьи, дефицит услуг здравоохранения, нестабильный курс рубля, неравенство распределения доходов у работающих граждан, сельских жителей в стране и др. Выразили желание осознанно получать педагогическую профессию в колледже 55% респондентов. Мы полагаем, что этот факт, в основном, может свидетельствовать о желании абитуриентов выглядеть достойным кандидатом в студенты педагогического колледжа, а также наличие идеализированных, искаженных ожиданий от будущей педагогической профессии. На основе анализа результатов анкетирования необходимо отметить, что были выделены две группы мотивов поступления в колледж у абитуриентов: внутренние профессионально-направленные мотивы и внешние мотивы, не ориентированные на педагогическую специальность. Но радует и то, что существенный процент поступающих выражает желание идти на педагогические профессии по собственной инициативе, личному интересу и желанию. Полученные нами результаты подтверждают необходимость осуществления практико-ориентированной работы по формированию у учащихся внутренних мотивов выбора педагогической специальности в колледже, тем самым формируя сознательность и целенаправленность поступления в педагогический колледж. На протяжении нескольких лет в нашем колледже проводится работа по программе допрофессионального сопровождения "Педагогический класс", ориентирующей учащихся на профессию и формирующей потребность в образовательной деятельности с учётом психолого-педагогических особенностей учащихся. Все это необходимо для успешной образовательной адаптации в колледже и дальнейшей трудовой педагогической деятельности. Е.В. Плотникова, ответственный секретарь приёмной комиссии
|