Поиск по сайту

Регистрация/Вход

Статистика

Яндекс.Метрика

30.06.2022 16:51


В июньском выпуске № 6 (322) 2022 ежемесячного теоретического и научно-методического журнала "Среднее профессиональное образование" в разделе "Непрерывное образование" (стр. 52-56) опубликована статья директора Хабаровского педагогического колледжа имени Героя Советского Союза Д.Л. Калараша Е.М. Вологжиной и Г.М. Гостева, заслуженного учителя школы РФ, к.п.н.





Развитие непрерывного педагогического образования в условиях регионального педагогического кластера

"Нет ничего сильнее идеи, время которой пришло"

Виктор Гюго

Развитие непрерывного педагогического образования является одним из приоритетных инновационных направлений деятельности профессионального педагогического сообщества Хабаровского края. С целью создания эффективной модели подготовки педагогических кадров по инициативе Хабаровского педагогического колледжа имени Героя Советского Союза Д.Л. Калараша (далее – колледж, педколледж, ХПК) в 2015 году был создан и успешно реализуется образовательный педагогический кластер (далее – педкластер, кластер, Педкластер27). Идея объединения образовательных организаций края с целью повышения качества подготовки педагогических кадров не нова, в разные годы предпринимались неоднократные попытки создания советов, союзов, ассоциаций, объединений и других форм профессионального взаимодействия. Предпосылками тому послужили изменения парадигмы научно-исследовательского и научно-методического сотрудничества в системе среднего профессионального образования. Процессы внедрения в образовательный процесс логики высшей школы сформировали необходимые условия для создания комплексов "колледж – вуз", "лицей – колледж – вуз" и других форм непрерывного образования. При реализации концепции непрерывного образования использовались как новые научные, так и практико-ориентированные формы сотрудничества в профессиональной сфере, они способствовали дальнейшей интеграции образовательных учреждений края, реализующих образовательные программы УГС 44.00.00. "Образование и педагогические науки".

Краевой проект "Педкластер 27" стал инструментом, объединившим на первом этапе восемь образовательных организаций края. В настоящее время более двадцати образовательных и иных организаций продуктивно взаимодействуют в рамках единого образовательного пространства региона, используя инновационный метод достижения цели повышения качества подготовки педагогических кадров. Концепция педагогического кластера предусматривает четыре уровня

и три направления взаимодействия образовательных организаций г. Хабаровска, края и других регионов России. На первом уровне кластерная модель объединяет городские образовательные организации, на втором уровне – Хабаровского края и Еврейской автономной области, на третьем уровне – дальневосточного региона, на четвертом – России. Системообразующими направлениями взаимодействия выступает сотрудничество в интеллектуальной, технологической и ресурсной сферах. Основу такого взаимодействия составляет разработанный колледжем договор о научно-методическом (сетевом) сотрудничестве. На каждом уровне и по каждому направлению ежегодно планируется и проводится системная работа, целью которой является наполнение договора о сотрудничестве реальными образовательными событиями и действенными мероприятиями. Руководящей структурой кластерной модели выступает координационный совет, созданный министерством образования и науки Хабаровского края. К сложившимися в ходе интеграционной деятельности направлениям сотрудничества организаций, в частности, с высшей школой и общим образованием, возможно отнести следующие:

в интеллектуальной сфере:

повышение уровня профессионального мастерства педагогического коллектива на базе организаций-партнеров: курсовая подготовка и переподготовка педагогов на базе кафедр вузов и мастерских колледжа; профильная стажировка преподавателей; участие педагогов и студентов в совместных творческих проектах. В ХПК с 2019 года осуществляет работу "Методический навигатор" – единое многомерное методическое пространство "школа-колледж-вуз, участниками которого являются представители профессорско-преподавательского состава Тихоокеанского государственного университета (ТОГУ), преподаватели ХПК и общеобразовательных организаций. Более 30 преподавателей колледжа прошли стажировки и обучение по дополнительным профессиональным образовательным программам на базе организаций-партнеров, причём необходимо отметить немаловажный факт – для организаций- партнёров обучение не предусматривает оплаты;

инновационная и научно-исследовательская деятельность педагогов направлена на руководство курсовым и дипломным проектированием, создание временных научно-исследовательских коллективов, совместное участие в краевых инновационных комплексах (КИК) и площадках (КИП). На протяжении трёх лет совместно с ТОГУ успешно внедряется КИК "Реализация модели формирования культурного интеллекта субъектов взаимодействия в поликультурной образовательной среде", координирующая функция деятельности КИК возложена на Ресурсный центр Педагогического института ТОГУ. Ежегодно по актуальным вопросам педагогического образования в рамках педкластера открываются в не менее трёх краевых инновационных площадок (КИП). Например, в 2022 году ХПК совместно со школами края открыл КИП "Организация вариативной модели дополнительного образования как условие успешной самореализации обучающихся и педагогов" – это работа нескольких педагогических классов в разных муниципальных районах края. Совместно со школами г. Хабаровска реализуется социально-просветительский проект "Внешкольный центр "АзБуКа" по социально-культурной адаптации детей-инофонов, в рамках которого студенты-волонтёры обучают детей из семей мигрантов русскому языку, знакомят с культурой народов России. За период с 2015 года колледжем проведено более пятидесяти межрегиональных научно-практических семинаров и вебинаров, инновационный опыт представлен в сборниках более 10 научно-практических конференций;

подготовка собственных научных кадров напрямую связана с деятельностью Магистерско-аспирантского объединения преподавателей ХПК. Разработка тематики диссертационного исследования под потребности образовательной организации, согласование её с научными руководителями из вузов, построение исследования при непосредственной привязке к проблемам колледжа, где объектом и предметом исследования являются происходящие в профессиональной сфере процессы, подготовка и защита диссертаций – всё это формирует у педагога колледжа новые научно-исследовательские компетенции, повышает мотивацию к профессиональному росту и помогает привлечь студентов для проведения совместных исследований в рамках учебно-исследовательской деятельности, а также Студенческого научного общества. Данное направление подготовки научно-педагогических кадров колледжа совместно с вузами является приоритетным на протяжении многих лет: десять преподавателей колледжа защитили кандидатские диссертации, в колледже работают шесть кандидатов наук, ежегодно обучаются в магистратуре не менее трёх педагогов;

в технологической сфере

практическая подготовка студентов на базе организации-партнера. С 2015 года на базе Краевого центра образования (КЦО) открыта Кафедра ХПК, деятельность которой направлена на улучшение качества подготовки квалифицированных специалистов, усиление практической составляющей образовательного процесса, для привлечения к преподавательской деятельности специалистов, обладающих достаточным практическим опытом педагогической деятельности, а также проведения совместных научных исследований и внедрения результатов научно-исследовательских работ в практику образования. В КЦО, как самой крупной и современной базовой школе Хабаровского края, организующей педагогическую практику студентов ХПК, в штат введены 15 методистов, совместно с преподавателями колледжа они разрабатывают программу практики и обеспечивают сопровождение студентов. В заседаниях Кафедры принимают участие педагоги-практики и научные деятели, обсуждаются новые стандарты, программы и методики, реализуются инновационные проекты. Ежегодно в КЦО трудоустраиваются лучшие выпускники колледжа.

С вузами заключены не только договоры о научно-методическом сотрудничестве, но и соглашения по организации практики студентов. Студенты педагогических специальностей ТОГУ, например, проходят практику и стажируются в ХПК. По итогам 2021 года педагог-наставник, руководитель мастерской "Преподавание в младших классах" ХПК И.Г. Кальницкая стала победителем краевого конкурса "Лучший наставник-2021", она является наставником не только для молодых педагогов колледжа, но и для нескольких выпускников ТОГУ. Для студентов Хабаровского государственного института искусств и культуры (ХГИИК) организовано прохождение производственной практики на специальности "Музыкальное образование" по направлениям подготовки "Педагогическое образование", профиль подготовки "Педагогика академического музыкального искусства", "Музыкально-инструментальное искусство", "Вокальное искусство";

реализация программ прикладного бакалавриата по ускоренным программам заочной формы обучения с применением дистанционных технологий организована с 2016 года в Амурском гуманитарно-педагогическом государственном университете (АмГПГУ). Программы реализуются по направлению подготовки 44.03.01 "Педагогическое образование", профили "Дошкольное образование", "Начальное образование" разработаны на основе научной интеграции ФГОС СПО по специальностям "Преподавание в начальных классах", "Дошкольное образование" и ФГОС ВО, что позволяет сократить срок обучения выпускников колледжа по программам прикладного бакалавриата до трёх лет. Приёмная кампания для выпускников организована непосредственно в колледже, работает консультативный пункт АмГПГУ. На протяжении всего периода обучения для студентов проводятся вебинары, мастер-классы, лекции, которые позволяют погрузиться в процесс обучения в вузе уже на стадии получения среднего профессионального образования. В настоящее время по шестнадцати образовательным программам бакалавритата обучается сто семнадцать выпускников колледжа, за этот период выпуск состоялся для более тридцати специалистов;

профориентационная работа в кластерной структуре позволяет применять новые формы допрофессиональной подготовки (проект "Билет в будущее", дни открытых дверей, каникулярные школы, программы дополнительного образования для детей и пр.) и направлена на активное информирование школьников и родителей о возможностях профессионального выбора. Проведение информационных встреч с представителями школ и вузов, выездная работа приёмной комиссии, очные и онлайн-встречи с представителями высших учебных заведений Хабаровского края и Еврейской автономной области, педагогическое волонтёрство (трудоустройство и стажировки студентов ХПК в отдалённых районах края) – всё это позволяет формировать положительный имидж педагогического образования в целом и колледжа в частности, привлекая ежегодно всё более мотивированных абитуриентов;

в ресурсной сфере

совместное использование учебно-материальной базы организаций-партнеров предусматривает возможность апробации нового оборудования и использования лабораторий и мастерских, оснащённых по современным стандартам, для всех участников кластерной модели. На базе мастерских ХПК "Преподавание в младших классах", "Дошкольное воспитание", "Музыкальное образование" и "Технология" проводятся демонстрационные экзамены, конкурсы профессионального мастерства ("Молодые профессионалы"), региональные этапы профессиональных олимпиад и конкурсов. На базе Ресурсного учебно-методического центра ТОГУ осуществляется стажировка педагогов по работе с адаптированными программами. В Краевом центре образования проводится практика студентов для всех педагогических специальностей с использованием инновационных методик и самых современных средств обучения. На базе детского сада "Семицветик" проводятся детские чемпионаты профмастерства (Bebisskills), а педагоги-исследователи имеют возможность проводить свои педагогические эксперименты в рамках темы диссертаций;

предоставление учебно-материальной базы для организации образовательных событий – это активное продвижение ресурсов сторон - участников кластера и ещё одна возможность привлечения дополнительных источников финансирования.

С использованием ресурсной базы ХПК в 2021 году на базе мастерских колледжа проведена серия мастер-классов для студентов педагогических специальностей, организованных преподавателями Приамурского государственного университета имени Шолом-Алейхема (ПГУ), а в апреле этого года студенты колледжа приняли участие в межрегиональном педагогическом универсариуме "Skill Up" на базе ПГУ, бинарном практикуме "Личностный рост студента как основа профессионального становления будущего педагога" в ТОГУ.

Визитной карточкой проекта Педкластер 27 стал ежегодный краевой конкурс "Каллиграф" для учащихся начальных классов школ Хабаровского края, проводимый преподавателями и студентами колледжа совместно с КЦО и ТОГУ. Данный проект начинался около десяти лет назад по инициативе ХПК для школьников города Хабаровска, зарекомендовал себя как значимое образовательное событие и вырос до краевого конкурса.

Вошло в традицию участие студентов в олимпиадах и конкурсах, проводимых организациями - участниками кластерной модели в рамках непрерывной подготовки педагогических кадров в формате совместных внеаудиторных занятий, таких как: литературный квиз "Царскосельский лицей: история и современность" (факультет филологии, переводоведения и межкультурной коммуникации ТОГУ, ХПК, 2021 г.); олимпиада по педагогике и психологии (ТОГУ, ХПК, 2019 г.); международная выставка-конкурс "Азия: Содружество культур" (АмГПГУ, отделение ВТОО "Союз художников России", ХПК, 2018-2021 годы); региональный конкурс студенческих научно-исследовательских работ по актуальным вопросам практической психологии и педагогике "Парадигма ДВ-2019" (АмГПГУ, ХПК, 2019 г.); олимпиада профессионального мастерства "Методический олимп" (ХПК, ТОГУ, 2016-2018г.г.) и других.

Широкие возможности для студентов ХПК и других учреждений открываются в сфере дополнительного профессионального образования. На базе мастерских реализуется более пятидесяти программ переподготовки, повышения квалификации и профессионального обучения. Каждый студент, обучаясь по любой педагогической специальности, может освоить дополнительно профессиональную программу (обучение русскому языку или математике в 5-6 классе, обучение иностранному языку или музыке, другие) и на выпуске получить два диплома об образовании, что значительно увеличивает его конкурентоспособность на рынке труда.

Опыт создания в крае регионального кластера оказался очень востребован среди педагогического сообщества в Российской Федерации. В настоящее время ХПК активно развивает межрегиональное взаимодействие с педагогическими колледжами России, заключено более десяти договоров о научно-методическом сотрудничестве, организованы совместные онлайн-конференции и вебинары. Колледж входит в состав Федерального учебно-методического объединения по УГС 44.00.00. "Образование и педагогические науки", в Ассоциацию педагогических колледжей и Ассоциацию развития педагогического образования России.

С участием семнадцати педагогических коллежей России в марте-апреле 2022 г. проведено значимое межрегиональное сетевое образовательное событие "Методический челлендж", в котором приняли участие около шестисот студентов-слушателей, сорок шесть педагогов представили свои методические находки. Данный проект направлен на поиск новых подходов в методической подготовке будущих учителей начальных классов, формирование профессиональной мотивации студентов к изучению методик, адаптацию современных информационных каналов под образовательные цели. Необходимо было в течение 5-7 минут рассказать о необычной технологии, интересном приёме, успешном опыте в обучении учащихся начальных классов математике, русскому языку, окружающему миру, музыке, физкультуре и пр. Наиболее интересные методики (лайфхаки) будут обобщены и представлены в сборнике лучших практик.

Структурная модель направлений сотрудничества, изложенная в концепции педагогического кластера, хотя и принята условно, но позволяет увидеть и рационально использовать самые перспективные сферы деятельности участников - партнеров по повышению качества подготовки педагогов в целом и в Хабаровском крае в частности. Высокая волатильность обращений студентов к системе непрерывного образования позволяет сделать вывод о необходимости дальнейшей интеграции всех участников подготовки специалистов в едином образовательном пространстве. Радует то, что идея создания кластерной модели как метода системной подготовки педагогических кадров наполнилась живыми, интересными делами, нашла поддержку и понимание на всех уровнях профессионального образования не только Хабаровского края и Дальневосточного региона, но и всего педагогического сообщества России.


 
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер