19.05.2022 10:02 | |||||
Деятельность секции "Межкультурный диалог в условиях многоязычного образовательного пространства" 17 мая 2022 года в рамках научно-практической конференции была организована секция "Межкультурный диалог в условиях многоязычного образовательного пространства". Секция проведена с целью конструктивного обсуждения актуальных вопросов изучения поликультурного воспитания как одного из направлений этнокультурного образования. На заседании секции приняло участие 32 человека. Открыл работу секции доклад «Личностные ресурсы педагога в формировании межкультурной компетентности детей иностранных граждан в полиэтнической образовательной среде», который осветил общие проблемы поликультурного образования в Хабаровском крае, изучаемые Кулеш Е.В., доцентом кафедры психологии, руководителем Ресурсного центра ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный университет». Особого внимания заслуживает приветствие к участникам конференции и транслирование опыта о создании поликультурного пространства как средства формирования толерантности в учреждении дополнительного образования, который представлен Штанько И.В., к.п.н., доцентом кафедры методики воспитания и дополнительного образования АСОУ г. Москва, академиком международной академии детско-юношеского туризма им. Остапца-Свешникова, членом Союза народных художников России, президентом Малой академии народного искусства Москвы и Московской области. Доклад автора был представлен в формате видеодоклада. Шулик И.В. и студентка 4 курса специальности 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании Стрельникова Е. представили доклад «Развитие социокультурных навыков взаимодействия у учащихся-инофонов (на примере проекта «Внешкольный центр «АзБуКа» на базе Хабаровского педагогического колледжа)». Об использовании народных традиций в процессе формирования гражданской идентичности младших школьников во внеурочной деятельности на примере нанайской культуры рассказала Бельды О.А., студентка 3 курса специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах (научный руководитель Шулик И.В.). Опыт организации диалога культур как средства воспитания толерантности в Московской области транслировала Арикова Н.Ф., зам. директора МБОУ ДО Центр образования г. Ногинск Московская область. О мудром учителе, наставнике, хранителя эвенкийских традиций в презентации книги «В память об учителе эвенского языка, основателя музея «Гулун» рассказала Громова Д.К., студент ПС(б)-91 педагогического института ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный университет» (научный руководитель Кулеш Е.В., доцент кафедры психологии, руководитель Ресурсного центра ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный университет»). Интересный доклад о народной сказке в развитии социально-культурной адаптивности детей иностранных граждан в полиэтнической образовательной среде (из опыта реализации проекта «Этноперекресток-Интеграция») рассмотрела Текинбаш Анна Евгеньевна, студент 1 курса, группы ПОМ(м)з-11 педагогического института ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный университет» (научный руководитель Кулеш Е.В., доцент кафедры психологии, руководитель Ресурсного центра ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный университет»). Дополнила предыдущий доклад психологической характеристикой народной сказки и ее роли в воспитании, развитии этнокультурной компетенции и формировании этнического самосознания у детей Кулеш Ж.В., педагог-психолог МАУ ДО «Народные ремесла» г. Хабаровск. Об особенностях личностных характеристик младших школьников-инофонов в полиэтнической образовательной среде рассказала Куташова В.В., студент 2 курса, группы ПОМ(м)з-01 педагогического института ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный университет» (научный руководитель Кулеш Е.В., доцента кафедры психологии, руководитель Ресурсного центра ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный университет»). Уникальный опыт в области изучения языковой культуры и родного языка представлен Ангиной А. Д., преподавателем иностранного и родного (ульчского) языка КГБ ПОУ «Николаевский-на-Амуре промышленно-гуманитарный техникум» в докладе «Формирование межкультурной компетентности обучающихся средствами информационно-коммуникационных технологий». О формировании методического и дидактического материала в процессе изучения родного языка узнали участники конференции в докладах студентов специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах из КГБ ПОУ «Николаевский-на-Амуре промышленно-гуманитарный техникум»: "Создание обучающего пособия (книжки-раскраски) «Традиционная ульчская женская одежда» как средства формирования лексических навыков" - Зыряновой Д.В.; "Создание Школы экскурсоводов «Сокровищница Приамурья» как эффективной формы музейно-педагогической деятельности" – Шинкаренко Ю.К., (научный руководитель Ангина А. Д., преподаватель иностранного и родного (ульчского) языка). Завершила работу секции Кулеш Ж.В., педагог-психолог МАУ ДО «Народные ремесла», которая провела мастер-класс (фрагмент сказкотерапевтического тренингового занятия «Деревья-характеры из волшебного леса»), что позволило участникам конференции отрефлексировать полученные знания и эмоции. Заслушав и обсудив доклады и выступления участников секции, отмечая значительную роль этноязыкового, этнокультурного и поликультурного образования для социально-экономического развития Хабаровского края, участники конференции предлагают: 1. Содействовать изданию и распространению информационных материалов на родных языках и пополнению библиотечных фондов литературой по этнокультурному образованию. 2. Распространять, в том числе и посредством СМИ, информацию о самобытности, истории, культуре и традициях национальных и этнических меньшинств, проживающих на территории Хабаровского края. 3. Тиражировать опыт образовательных организаций и педагогов, работающих в области этнокультурного и поликультурного образования. 4. Содействовать активизации сетевого взаимодействия между общеобразовательными учреждениями и национально-культурными объединениями Хабаровского края. Участники работы секции в конференции призывают педагогическую общественность консолидировать усилия для развития этноязыкового, этнокультурного и поликультурного образования в Хабаровском крае, способствующему установлению искреннего диалога и взаимопонимания в этноконфессиональных отношениях между представителями разных этнических групп региона. Шулик И.В., руководитель секции
|