Поиск по сайту

Регистрация/Вход

Статистика

Яндекс.Метрика

23.12.2021 14:50


СТУДЕНЧЕСКАЯ НАУКА ХАБАРОВСКОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА: ИЗ ПРОШЛОГО В БУДУЩЕЕ





Завершается 2021 год – девяносто восьмой год в славной истории Хабаровского педагогического колледжа. Этот год был освещён многими яркими событиями, но одно из них имеет многолетнюю и уникальную историю – Студенческому научному обществу ХПК исполнилось 20 лет!

Сказать, что студенческая наука в ХПК сформировалась именно 20 лет назад было бы исторически неверно. Системообразующие преобразования начались задолго до оформления студенческого научного движения в организованное научное сообщество. В начале 90-х годов была принята новая стратегия развития, тогда ещё педучилища. В образовательный процесс активно внедрялись новые для педучилища формы организации занятий – лекции, семинары, тренинги и другие. Наряду с внедрением новых технологий было принято решение о формировании собственного научного кадрового потенциала и о развитии научно-исследовательской и научно-методической работы преподавателей и студентов. Большинство педагогов педучилища отличала достаточно сильная практико-ориентированная подготовка, хорошее знание методик преподавания. Этим отличались и выпускники педучилища – практическая подготовка превалировала над теоретической подготовкой. Мне, как бывшему директору школы – а к переходу в педучилище я имел 13-летний опыт работы в школе, в том числе и школе новостройке № 85 города Хабаровска, куда на первое сентября пришли работать 20 выпускников педучилищ разных населённых пунктов – и анализируя работу преподавателей школы, мы неоднократно приходили к выводам, что, владея неплохими практическими навыками преподавания, молодые специалисты недостаточно подготовлены теоретически. Выпускники вузов наоборот были лучше подготовлены научно-теоретически и в большинстве своём владели навыками научно-исследовательской деятельности, но уступали в практике. Конечно, сложно обеспечить высокий научно-теоретический уровень в подготовке студентов за два года обучения на базе 11 классов, в частности учителей начальных классов. Поэтому перед коллективом педучилища была поставлена непростая задача – организовать научно-исследовательскую деятельность как системный процесс не только для преподавателей, но и для студентов. Самое сложное в этой работе оказалась неготовность преподавателей педучилища к освоению навыков научной деятельности, тем более, что в должностных обязанностях преподавателей не существовало правовой нормы, обязывающей заниматься научно-исследовательской деятельностью. Научно-исследовательская, экспериментальная деятельность оставалось прерогативой высшей школы. Историческим началом развития научного студенческого движения можно считать принятие решения администрацией колледжа о развитии непрерывного педагогического образования – выстраивания системы "колледж – вуз", которое началось в 1991 году. В этот период сложилась острая нехватка учителей русского языка, математики, иностранного языка в школах Хабаровского края. Краевым отделом образования педучилищу было настоятельно предложено начать подготовку учителей начальных классов со специализациями учителя: русского языка, математики 5-6 классов, иностранного языка основной школы и ряд других. Был разработан и утверждён новый учебный план, увеличены сроки обучения по педагогическим специальностям на базе 11 классов до трех лет. Администрация колледжа, руководители предметных (цикловых) комиссий Лобачева Л.М., Волощенко Л.Г. провели активную работу по заключению договоров с педагогическими вузами Хабаровского края. Первые договоры о подготовке в системе "колледж –вуз" были заключены с Комсомольским-на-Амуре педагогическим институтом, на следующий год и с Хабаровским педагогическим институтом по специальностям Русский и Иностранный (английский, немецкий) языки. Преподаватели педучилища Макуха А.В., Шмит Л.В., Лаурсанова Т.Г., Хорева Г.В., Веревкина Т.А. и другие активно внедряли вузовскую систему организации учебных занятий. Нельзя сказать, что это проходило гладко, было и непонимание, и неприятие новой идеологии организации образовательного процесса.

В 1937 году педтехникум был реорганизован в педучилище и более полувека велась подготовка учителей, воспитателей, музыкальных руководителей по привычным планам и программам, по годами устоявшимися методикам и формам организации урока, где как правило доминировала комбинированная форма. Нужно сказать искренние слова благодарности руководителям ПЦК, а в начале 90-х годов их было 11, особенно по специальностям Преподавание в начальных классах и Дошкольное воспитание, которые начали вести целенаправленную системную работу с преподавателями комиссий по научной организации учебных и внеучебных занятий. На этот период в педучилище по трём специальностям обучалось более тысячи студентов очной формы обучения, заочная форма появится позже – только в 1995 году. Одним из первых в Дальневосточном регионе в 1993 году Хабаровское педучилище получило статус Хабаровского педагогического колледжа.

Важным этапом в развитии студенческой науки в колледже стал процесс формирования организационной структуры научно-методической работы. В этом же году, вначале на хозрасчетных началах, а затем с 1994 года в штатном расписании была введена должность заместителя директора по научно-методической работе. Нужно отметить, что ни в одном учебном заведении среднего профессионального образования Дальневосточного региона такой должности не было, всё приходилось начинать с "чистого листа". В сентябре 1993 года на эту должность была приглашена аспирантка Хабаровского пединститута Гоголева И.И. Чтобы придать научной деятельности легитимность необходимо было разработать нормативно-правовую документацию, должностные обязанности преподавателей, положения о ведении научно-исследовательской деятельности и ряд других документов, которые бы легли в основу научно-экспериментальной деятельности преподавателей. Не смотря на критическое отношение части коллектива к нововведениям и лично к Ирине Ивановне как руководителю этого направления, она прекрасно справилась с созданием нормативно-правовой базы организации научно-методической работы. На ближайшее десятилетие это были самые востребованные документы Хабаровского педагогического колледжа, на основе которых была организована научно-методическая деятельность многих колледжей и техникумов Дальневосточного региона, в том числе и педагогических. Оглядываясь назад, можно вспомнить споры о необходимости научно-методической работы, волнения и слезы педагогов. Зная, что без научной базы педагогический коллектив не сможет развиваться, мною было принято решение о реорганизации методической службы колледжа: вначале в методический кабинет был преобразован в информационно-методический центр (ИМЦ), а затем по опыту Санкт-Петербургского педагогического колледжа № 4, мною была предложена концепция научно-методического отдела, которая представляла собой многоструктурное научное сообщество, где одним из важнейших составляющих было Студенческое научное общество.

Занимались ли студенты колледжа наукой? Несомненно, да! Большой вклад в развитие студенческого научного движения внесли молодые педагоги, аспиранты и соискатели – Кальницкая И.Г, Соболь Л.П, Федорова В.Р, Тимофеева Н.В, Хорева Г.В, Веревкина Т.А. и другие. Для студенческих курсовых и дипломных работ стало традицией, что предметом и объектом научного исследования определялись процессы, происходящие в колледже. Научная тематика диссертационных работ молодых учёных колледжа отражала актуальные запросы развития педагогического образования в Дальневосточном регионе. К 2001 году в колледже накопился достаточно богатый опыт творческой научной самореализации студентов, который активно использовался педагогическими колледжами Дальневосточного региона. Но на данном этапе эта деятельность не носила системного организованного характера, а больше зависела от инициативы научного руководителя. К этому времени четверо преподавателей защитили кандидатские диссертации и трое готовились к предзащите. В процессе подготовки и защиты диссертаций сформировались профессиональные дружеские связи с председателями диссертационных советов Комсомольского-на-Амуре и Хабаровского педагогических вузов Шумейко А.А. и Куликовой Л.Н. Это время в истории событий колледжа можно определить словами Виктора Гюго "Нет ничего сильнее идеи, время которой пришло!". Время создания организационной структуры СНО пришло – колледж уже готовил специалистов по 10 направлениям, активно привлекал молодых специалистов как педагогических, так и гуманитарных специальностей – юристов, менеджеров, преподавателей гостиничного сервиса, дизайна, психологии. Первого сентября 2000 года в колледж пришёл молодой педагог – преподаватель истории, выпускница Хабаровского гуманитарного университета Чикишева Анастасия Сергеевна. Молодая, энергичная, инициативная он сразу включилась в бурную студенческую жизнь. Нестандартные лекции, семинары, игры-квесты помогли ей очень быстро завоевать доверие и любовь студентов. Поэтому, когда передо мной стал вопрос, кого назначить руководителем СНО, то сомнений не было. И мы не ошиблись с выбором – умение работать со студентами, инициатива, доброжелательность, молодость и коммуникативность позволили ей очень быстро найти контакты со студентами и помогли оперативно решить многие организационные вопросы. В кратчайшие сроки было разработано положение об СНО, о научно-исследовательской деятельности студентов, сформирована организационная структура СНО по шести направлениям и уже в начале 2001-2002 учебного года состоялось первое посвящение в члены СНО, что стало еще одной доброй традицией Хабаровского педагогического колледжа. Студенческий билет за № 1, который мне вручили на первом посвящении я передал на хранение в колледжный медиа-музей, он для меня очень ценен как символ осуществленной идеи! Начинать любое дело всегда сложно, поэтому хочу искренне поблагодарить первых руководителей структурных подразделений СНО: историческое Чикишева А.С., юридическое Павлинова Э.А., педагогическое Шмидт Л.А., философское Макуха А.В., лингвистическое Лобачева Л.М., Суханова Т.П., экологическое Крихтенко Т.В., Пилипенко Н.А., Филипповских О.И., филологическое Кальницкая И.Г., позже дизайнерское Кирпичева Е.Д., психологическое Шулик И.В. и других педагогов за системную и результативную работу со студентами.

Очень быстро СНО становится авторитетным объединением не только для педагогических колледжей Дальневосточного региона, но и для педагогических вузов Хабаровского края и Еврейской автономной области. В традиционных посвящениях в члены СНО принимали активное участие проректоры по научной работе Хабаровского гуманитарного университета (пединститута) Никитина Л.И., выпускница Хабаровского педучилища, Романова В.В, Машовец С.П. Очень тёплые и дружеские отношения сложились с председателем диссертационного совета, доктором педагогических наук, профессором Куликовой Л.Н.  На одном из посвящений в студенты, когда от имени колледжа вручалась именная директорская стипендия, Лидия Николаевна объявила, что с 2006 года членам СНО будет вручаться стипендия её имени, и эта добрая традиция просуществовала до 2015 года. С 2015 года мы ввели новую традицию и, помимо директорской стипендии, членам СНО вручается стипендия имени Героя Советского Союза Д.Л. Калараша.

В 2005 году на должность заместителя по научной-методической работе была назначена Вологжина Е.М. По моей инициативе и под её руководством сформирована новая идеология научно-методической работы – педагоги-исследователи и молодые учёные объединены в аспирантско-соискательское объединение, за каждым закреплено структурное подразделение СНО, в котором организована исследовательская работа по актуальному для колледжа практико-ориентированному направлению (проекту). Преподаватели и студенты начали принимать активное участие в краевых, региональных и межрегиональных конкурсах, конференциях, фестивалях. Так, неоднократными победителями краевого конкурса студенческих научных работ "Студенческая весна" становились члены СНО по истории – исторический клуб "МатериалИст", научные руководители Чикишева А.С., Ульянова М.В.; по педагогике – "Педагогика", научный руководитель к.п.н. Гоголева И.И. и др. Членами Государственных аттестационных комиссий при проведении государственной итоговой аттестации выпускников колледжа стал отмечаться возросший  уровень научно-теоретический подготовки дипломных работ студентов. Студенты под руководством педагогов-исследователей стали постоянными участниками научно-практических конференций и форумов. Результаты исследований опубликованы в научных журналах и сборниках. Опыт СНО ХПК обобщён и неоднократно транслирован на уровне края и России.

Отмечая юбилейную дату СНО и по традиции подводя итоги пройденного пути, нужно признать, что студенческая наука в ХПК стала органичной и важной, а главное востребованной, составляющей в подготовке выпускников колледжа. Еще раз хочется искренне поблагодарить Анастасию Сергеевну Чикишеву за преданность студенческому научному движению, её бессменное 20-летнее руководство научным студенческим обществом, что навсегда останется не только в истории колледжа, но и в памяти и сердцах многих поколений студентов! А вновь назначенному руководителю Михаилу Викторовичу Нешумаеву, к.псих.н., пожелаем создавать новые условия для творческой научной самореализации студентов, сохраняя и преумножая славные традиции Хабаровского педагогического колледжа.

Г.М. ГОСТЕВ, к.п.н, заслуженный
учитель РФ, директор колледжа с1988
по 2017 год, член СНО с 2001 года


 
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер