Поиск по сайту

Статистика

Яндекс.Метрика

28.02.2014 11:38

 

Формирование здоровьесберегающих компетенций у студентов Хабаровского педагогического колледжа

П. Исакова,

заведующая лабораторией «Здоровьесберегающие технологии», преподаватель ОБЖ и физической культуры

Т.А.Комарова,

преподаватель, Хабаровский педагогический колледж

 

 

 

 

 

Здоровье человека - актуальная тема для раз­говора на все времена, оно закладывается с самого детства и формируется на протяжении всей жизни. Одним из основных направлений системы среднего профессионального образования является внедре­ние здоровьесберегающих технологий обучения и воспитания [1], где здоровьесберегающие технологии по словам профессора Н. К. Смирнова, одного из ве­дущих специалистов в области здоровьесберегаю­щих образовательных технологий, рассматриваются как «здоровьесберегающие образовательные техно­логии это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся» [3].

Стоит отметить, что базовые знания о здоровье имеет каждый студент колледжа. Однако необходимо актуализировать эти знания в жизненный опыт без­опасного существования личности, на основе этого формируя у студентов здоровьесберегающие компе­тенции, которые в недостаточной мере сформирова­ны у студентов. Термин «компетенция» означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, об­ладает познаниями и опытом. Компетентный в опре­деленной области человек обладает соответствую­щими знаниями и способностями, позволяющими ему эффективно действовать в ней. Компетенция – это отчужденное, заранее заданное социальное требо­вание (норма) в образовательной подготовке студен­та, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере[4]. В отличие от компетенции, компетентность - владение, обладание студентом соответствующей компетенцией, включаю­щее его личностное отношение к ней и предмету де­ятельности, это уже состоявшееся качество личности (совокупность качеств) студента и минимальный опыт деятельности в заданной сфере.

Таким образом, учитывая все выше изложенное, можно констатировать необходимость применения здоровьесберегающих технологий в образователь­ной среде колледжа для формирования компетенций у студентов. Состояние здоровья учащихся образовательных учреждений во многом зависит от организации спе­циализированной системы условий школьной сре­ды, способствующих формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся, реализация которых возможна при тесном взаимодействий специалистов всех уровней образовательного и воспитательного процессов, внедряющих в учебный процесс здоро­вьесберегающие технологии [2].

Под здоровьесберегающими образовательными технологиями следует понимать комплекс концепту­ально взаимосвязанных между собой задач, содержа­ния, форм, методов и приемов обучения, сориентиро­ванных на развитие ребенка с учетом сохранения его здоровья. Одной из наиболее актуальных задач в усло­виях внедрения ФГОС является разработка и внедре­ние познавательно-развивающих педагогических тех­нологий оздоровительной направленности на основе интеграции трех ключевых направлений: педагогиче­ского, физиологического и психологического. Страте­гия реализации здоровьесберегающих образователь­ных технологий, как составляющей внедрения ФГОС - это такая организация образовательного процесса на всех его уровнях, при которой качественное обуче­ние, развитие и воспитание учащихся происходит без нанесения ущерба их здоровью. Грамотное решение этой задачи позволяет решить также и другие, непо­средственно с ней связанные: формирование и укре­пление здоровья учащихся, воспитание у них культуры здоровья, а также сохранение здоровья педагогов.

С утверждением в КГБОУ СПО «Хабаровский пе­дагогический колледж» в 2008 году концепции «Здо­ровьесберегающих технологий» и в 2011 году «Про­граммы развития колледжа на 2011-2015 г.» были определенны основные направления деятельности колледжа в рамках здоровьесбережения, а именно: создание здоровьесберегающей инфраструктуры с использованием современных технологий; профилак­тика и укрепление здоровья студентов и сотрудников; формирование культуры здорового образа жизни че­рез спортивно воспитательную работу все  это послужит формированию здоровьесберегающих компе­тенций у студентов.

Актуальность изучения здоровьесберегающих технологий в связи с формированием компетентно­сти в студенческом возрасте обусловливается недо­статочностью подготовки студентов в данном направ­лении, что подтверждает наша диагностика на тему: «Определение влияния образа жизни на состояние здоровья».

В ноябре 2013 года в рамках работы лаборато­рии «Здоровьесберегающие технологии» проведе­на диагностика на определение отношения к своему здоровью у студентов первого курса Хабаровского педагогического колледжа по методике «Определе­ния влияния образа жизни на состояние здоровья» (по рекомендации В.М. Назаренко доктора педагоги­ческих наук МПГУ г. Москва). В диагностике приняли участие 83 человека. Даная диагностика показала, что из 100%, у опрошенных студентов 65% образ жиз­ни направлен на разрушение здоровья и может при­вести к его полной утрате. Нужно серьезно задумать­ся о своем будущем. У 20 % опрошенных студентов образ жизни направлен на поддержание имеющегося уровня здоровья, но не способствует его укреплению. У 15% опрошенных образ жизни способствует укре­плению здоровья. Анализ полученных результатов показал низкий уровень отношения к здоровью у сту­дентов колледжа первого курса.

Таким образом, выявлено, что у студентов не сфор­мирован жизненный опыт безопасного существования личности, не выработаны навыки здоровьесбережения, которые повлияли бы на формирование компетенций не­обходимых бедующим педагогам в области здоровьес­бережения своих будущих учеников. Данная потребность обусловлена требованиями ФГОС для педагогических специальностей среднего профессионального образо­вания. Где по результатам обучения студенты должны овладеть следующими компетенциями:

ОК-3. Оценивать риски и принимать решения в не­стандартных ситуациях.

ОК-10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья обучающихся (воспитанников). ПК 1.1. Планировать мероприятия, направленные на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие.

ПК 1.4. Осуществлять педагогическое наблюдение за состоянием здоровья каждого ребенка, своевре­менно информировать медицинского работника об изменениях в его самочувствии.

Для актуализации жизненного опыта безопасно­го существования личности и здоровьесбережения у будущих педагогов в рамках работы лаборатории и в соответствии с концепцией здоровьесберегающих технологий, утвержденной в 2008 году планируется повышение интереса к здоровому образу жизни у сту­дентов во время обучения в Хабаровском педагоги­ческом колледже. Также формирование потребности в укреплении здоровья студентов в результате по­гружения в здоровьесберегающую образовательную среду колледжа созданную в период с 2011 года по настоящее время, через следующие мероприятия:

-  Формирование системы кураторских часов на тему: «Здоровый образ жизни»;

-  Проведение дней здоровья в колледже;

-   Система медицинского контроля и сопровожде­ния здоровья студентов;

-  Формирование культуры питания;

-  Организация культурно-массовых и индивиду­альных мероприятий  по актуализации жизненного опыта безопасного существования личности.

Литература:

Виленский, М. Я. Физическая культура и здоровый образ жизни студента : учебное пособие / М. Я. Вилен­ский, А. Г Горшков. - М. : КНОРУС, 2013. - 240 с.

Лызь, А. Е. Здоровье в контексте современных на­учных представлений о человеке / А. Е. Лызь, Н. А. Лызь // Известия ТРТУ. Тематический выпуск «Гумани­тарные проблемы современной психологии». - Таган­рог: Изд-во ТРТУ, 2005. №7. - С. 105-110.

Смирнов, Н.К.. Здоровьесберегающие обра­зовательные технологии в современной школе/ Н.К.Смирнов // М.: АПК и ПРО, 2002. - 121.

Хуторской, А.В. Ключевые компетенции. Техноло­гия конструирования // Народное образование. -2003. -№5-с.45-63.

 
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер