28.02.2014 11:38 | ||||
Формирование здоровьесберегающих компетенций у студентов Хабаровского педагогического колледжа
Здоровье человека - актуальная тема для разговора на все времена, оно закладывается с самого детства и формируется на протяжении всей жизни. Одним из основных направлений системы среднего профессионального образования является внедрение здоровьесберегающих технологий обучения и воспитания [1], где здоровьесберегающие технологии по словам профессора Н. К. Смирнова, одного из ведущих специалистов в области здоровьесберегающих образовательных технологий, рассматриваются как «здоровьесберегающие образовательные технологии это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся» [3]. Стоит отметить, что базовые знания о здоровье имеет каждый студент колледжа. Однако необходимо актуализировать эти знания в жизненный опыт безопасного существования личности, на основе этого формируя у студентов здоровьесберегающие компетенции, которые в недостаточной мере сформированы у студентов. Термин «компетенция» означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему эффективно действовать в ней. Компетенция – это отчужденное, заранее заданное социальное требование (норма) в образовательной подготовке студента, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере[4]. В отличие от компетенции, компетентность - владение, обладание студентом соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности, это уже состоявшееся качество личности (совокупность качеств) студента и минимальный опыт деятельности в заданной сфере. Таким образом, учитывая все выше изложенное, можно констатировать необходимость применения здоровьесберегающих технологий в образовательной среде колледжа для формирования компетенций у студентов. Состояние здоровья учащихся образовательных учреждений во многом зависит от организации специализированной системы условий школьной среды, способствующих формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся, реализация которых возможна при тесном взаимодействий специалистов всех уровней образовательного и воспитательного процессов, внедряющих в учебный процесс здоровьесберегающие технологии [2]. Под здоровьесберегающими образовательными технологиями следует понимать комплекс концептуально взаимосвязанных между собой задач, содержания, форм, методов и приемов обучения, сориентированных на развитие ребенка с учетом сохранения его здоровья. Одной из наиболее актуальных задач в условиях внедрения ФГОС является разработка и внедрение познавательно-развивающих педагогических технологий оздоровительной направленности на основе интеграции трех ключевых направлений: педагогического, физиологического и психологического. Стратегия реализации здоровьесберегающих образовательных технологий, как составляющей внедрения ФГОС - это такая организация образовательного процесса на всех его уровнях, при которой качественное обучение, развитие и воспитание учащихся происходит без нанесения ущерба их здоровью. Грамотное решение этой задачи позволяет решить также и другие, непосредственно с ней связанные: формирование и укрепление здоровья учащихся, воспитание у них культуры здоровья, а также сохранение здоровья педагогов. С утверждением в КГБОУ СПО «Хабаровский педагогический колледж» в 2008 году концепции «Здоровьесберегающих технологий» и в 2011 году «Программы развития колледжа на 2011-2015 г.» были определенны основные направления деятельности колледжа в рамках здоровьесбережения, а именно: создание здоровьесберегающей инфраструктуры с использованием современных технологий; профилактика и укрепление здоровья студентов и сотрудников; формирование культуры здорового образа жизни через спортивно воспитательную работу все это послужит формированию здоровьесберегающих компетенций у студентов. Актуальность изучения здоровьесберегающих технологий в связи с формированием компетентности в студенческом возрасте обусловливается недостаточностью подготовки студентов в данном направлении, что подтверждает наша диагностика на тему: «Определение влияния образа жизни на состояние здоровья». В ноябре 2013 года в рамках работы лаборатории «Здоровьесберегающие технологии» проведена диагностика на определение отношения к своему здоровью у студентов первого курса Хабаровского педагогического колледжа по методике «Определения влияния образа жизни на состояние здоровья» (по рекомендации В.М. Назаренко доктора педагогических наук МПГУ г. Москва). В диагностике приняли участие 83 человека. Даная диагностика показала, что из 100%, у опрошенных студентов 65% образ жизни направлен на разрушение здоровья и может привести к его полной утрате. Нужно серьезно задуматься о своем будущем. У 20 % опрошенных студентов образ жизни направлен на поддержание имеющегося уровня здоровья, но не способствует его укреплению. У 15% опрошенных образ жизни способствует укреплению здоровья. Анализ полученных результатов показал низкий уровень отношения к здоровью у студентов колледжа первого курса. Таким образом, выявлено, что у студентов не сформирован жизненный опыт безопасного существования личности, не выработаны навыки здоровьесбережения, которые повлияли бы на формирование компетенций необходимых бедующим педагогам в области здоровьесбережения своих будущих учеников. Данная потребность обусловлена требованиями ФГОС для педагогических специальностей среднего профессионального образования. Где по результатам обучения студенты должны овладеть следующими компетенциями: ОК-3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. ОК-10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья обучающихся (воспитанников). ПК 1.1. Планировать мероприятия, направленные на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие. ПК 1.4. Осуществлять педагогическое наблюдение за состоянием здоровья каждого ребенка, своевременно информировать медицинского работника об изменениях в его самочувствии. Для актуализации жизненного опыта безопасного существования личности и здоровьесбережения у будущих педагогов в рамках работы лаборатории и в соответствии с концепцией здоровьесберегающих технологий, утвержденной в 2008 году планируется повышение интереса к здоровому образу жизни у студентов во время обучения в Хабаровском педагогическом колледже. Также формирование потребности в укреплении здоровья студентов в результате погружения в здоровьесберегающую образовательную среду колледжа созданную в период с 2011 года по настоящее время, через следующие мероприятия: - Формирование системы кураторских часов на тему: «Здоровый образ жизни»; - Проведение дней здоровья в колледже; - Система медицинского контроля и сопровождения здоровья студентов; - Формирование культуры питания; - Организация культурно-массовых и индивидуальных мероприятий по актуализации жизненного опыта безопасного существования личности. Литература: Виленский, М. Я. Физическая культура и здоровый образ жизни студента : учебное пособие / М. Я. Виленский, А. Г Горшков. - М. : КНОРУС, 2013. - 240 с. Лызь, А. Е. Здоровье в контексте современных научных представлений о человеке / А. Е. Лызь, Н. А. Лызь // Известия ТРТУ. Тематический выпуск «Гуманитарные проблемы современной психологии». - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2005. №7. - С. 105-110. Смирнов, Н.К.. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе/ Н.К.Смирнов // М.: АПК и ПРО, 2002. - 121. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции. Технология конструирования // Народное образование. -2003. -№5-с.45-63.
|