Поиск по сайту

Статистика

Яндекс.Метрика

10.12.2013 09:33

 

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ КОЛЛЕДЖА

 

 

Одним из основных направлений в совершенствовании системы среднего профессионального образования является внедрение здоровьесберегающих технологий, по словам одного из ведущих специалистов в области здоровьесберегающих технологий Н.К. Смирнова, рассматриваются как «системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся».

Целью здоровьесберегающей образовательной технологии должно выступать обеспечение условий физического, психического, социального и духовного комфорта, способствующих сохранению и укреплению здоровья субъектов образовательного процесса, их продуктивной учебно-познавательной и практической деятельности, основанной на научной организации труда и культуре здорового образа жизни.

С  утверждением в КГБОУ СПО «Хабаровский педагогический колледж» в 2008г. концепции «Здоровьеформирующие технологии» и в 2011 г. Программы развития колледжа на 2011—2015 гг. были определены основные направления деятельности колледжа в рамках здоровьесбережения, а именно: создание здоровьесберегающей инфраструктуры с использованием современных технологий, профилактика и укрепление здоровья студентов и сотрудников, формирование культуры здорового образа жизни через спортивно-воспитательную работу.

Стоит отметить, что базовые знания о здоровье имеет каждый студент колледжа. Однако необходимо актуализировать эти знания в жизненный опыт безопасного существования личности, формируя в образовательном учреждении здоровьесберегающую среду. Под жизненным опытом, согласно АС. Белкину, будем понимать «витагенную (скрытую) информацию, ставшую достоянием личности, отложенную в резервах долговременной памяти, находящуюся в состоянии постоянной готовности к актуализации (востребованию) в адекватных ситуациях» [2, с. 56—58]. . С педагогической позиции важным является тот факт, что поскольку в отличие от физического и природно-психического личностно-психологическое и духовно-нравственное здоровье не даны человеку от природы, а требуют собственных усилий в направлении их формирования, то можно говорить о необходимости не только поддержания и укрепления здоровья растущего человека, но и о его развитии, творении [3]. Таким образом, так как здоровье имеет структуры — физическую, природную, психическую и т.д., то их можно создавать через формирование здоровьесберегающей образовательной среды. Эта среда в колледже представлена шестью блоками: медицинский, психологический, питание/пищевой, учебно-воспитательный, методический, спортивно-оздоровительный.

В 2009 г. полностью модернизировано технологическое оборудование пищевого комплекса, что способствовало организации питания студентов и сотрудников на качественно новом уровне. На сегодняшний день организация питания в колледже строится по следующей модели: студенческая столовая (базовая) — столовая-доготовочная — столовая-раздаточная.

В 2011 г. в колледже проведена реконструкция медицинского блока, в состав которого входят оборудованные на современном уровне терапевтический, процедурный, стоматологический кабинеты, изолятор. В рамках работы медицинского блока студенты получают следующее обслуживание: первая медицинская помощь; прививки, ведение карты прививок каждого студента; медицинский осмотр, составление антропометрического паспорта;  медикаментозное и стоматологическое лечение; диагностика зрения; медицинские консультации; профилактические беседы; массаж; занятия в кружке «Оказание первой медицинской помощи».

Для психологического сопровождения студентов и преподавателей в колледже оснащена комната психологической разгрузки. Преподаватель психологии, сотрудничая с психологом Хабаровского краевого центра психолого-медико-социального сопровождения и специалистами краевого молодежного социального медико-педагогического центра, проводит работу со студенческим и педагогическим коллективами.

С 2012 г. в колледже работают лаборатории «Начальное образование» и «Дошкольное образование», в рамках которых осуществляется учебно-методическая и исследовательская деятельность по снижению уровня агрессивности образовательной среды при помощи здоровьесберегающих технологий в учебном процессе колледжа и формированию здоровьесберегающей позиции будущих специалистов в области образования.

В полной мере потенциальные возможности образовательно-воспитательной среды в области здоровьесбережения раскрываются в спортивно-оздоровительном направлении, которое четко ориентировано на обеспечение условий для развития физической культуры и массового спорта, повышение интереса и привлечение преподавателей и студентов к систематическим занятиям физической культурой и спортом, обеспечение их доступности. В колледже работает спортивно-оздоровительный центр, в который входят два спортивных зала, тренажерный зал, помещение в общежитии, оснащенное для занятий настольным теннисом.

Проводится работа по распределению студентов колледжа на медицинские группы для учебных занятий по дисциплине «Физическая культура». Совместно с медицинским работником, учитывая медицинские показания, определены три группы здоровья: основная, подготовительная и специальная медицинская, которая в свою очередь делится по видам заболеваний (сердечно-сосудистые, опорно-двигательные, заболевания ЖКТ).

Стоит отметить, что возможность заниматься физической культурой имеют все желающие студенты. Для этого организована работа спортивных секций: легкая атлетика, лыжный спорт, баскетбол, волейбол, настольный теннис. Студенты колледжа активно участвуют в товарищеских встречах и студенческой спартакиаде среди средних специальных учебных заведений города Хабаровска и Хабаровского края, в городских соревнованиях по легкоатлетическому кроссу, волейболу, баскетболу, настольному теннису, футболу, городской легкоатлетической эстафете, в лыжных гонках.

В каждом семестре в колледже проводится спортивный праздник «День здоровья». Целью проведения «Дня здоровья» в сентябре является адаптация студентов нового набора к условиям колледжа. В рамках акции по посещению хоккейных матчей студентам выданы абонементы для свободного посещения матчей команды «Тигры Амура», наряду со студентами преподаватели колледжа участвуют в городской спартакиаде «Здоровье» среди сотрудников и преподавателей ссузов, что является примером для студентов. Результаты участия в спартакиаде ссузов г. Хабаровска показывают положительную динамику спортивных достижений студентов и преподавателей за последние четыре года, что позволило колледжу занять третье место в общем зачете.

Таким образом, в рамках создания здоровьесберегающей среды в колледже соблюдены основные требования здоровьесбережения. Однако есть необходимость продолжения работы по обобщению опыта внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательную среду и организации специального подразделения колледжа по согласованию и координации такой работы. С этой целью в колледже создана лаборатория «Здоровьесберегающие технологии», задачами которой являются разработка и ведение дневника здоровья студентов; разработка, внедрение и диссеминация опыта здоровьесбережения студентов, преподавателей и сотрудников; организация исследовательской, аналитической работы; создание условий практического освоения и апробации методов, форм, теоретических моделей школы безопасности.

Результаты создания здоровьесберегающей среды в колледже представлены на заседании Совета директоров учреждений начального и среднего профессионального образования Хабаровского края в марте 2013 г. Разработанная система мониторинга здоровьесберегающей среды  колледжа и проект «Создание здоровьесберегаюшей инфраструктуры в учреждении среднего профессионального образования на примере Хабаровского педагогического колледжа» обсуждены и одобрены на курсах повышения квалификации преподавателей ОБЖ в мае 2013 г.

В  ходе анализа здоровьесберегающеи среды колледжа выявлена необходимость разработки методических рекомендаций для педагогов, определяющих подходы к созданию здоровьесберегаюшего образовательного пространства на занятиях и во время педагогической практики, в частности при работе со студентами, имеющими низкие показатели психосоматического здоровья.

Реализация здоровьесберегающего направления в деятельности педагогического колледжа остается актуальной, так как от здоровьесберегающей позиции будущего специалиста сферы образования во многом зависит здоровье подрастающего поколения.

 

А.П. Исакова, преподаватель,

зав. лабораторией

«Здоровьесберегающие технологии»

Хабаровского педагогического колледжа

 

 
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер