10.12.2013 09:33 | |||
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ КОЛЛЕДЖА
Одним из основных направлений в совершенствовании системы среднего профессионального образования является внедрение здоровьесберегающих технологий, по словам одного из ведущих специалистов в области здоровьесберегающих технологий Н.К. Смирнова, рассматриваются как «системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся». Целью здоровьесберегающей образовательной технологии должно выступать обеспечение условий физического, психического, социального и духовного комфорта, способствующих сохранению и укреплению здоровья субъектов образовательного процесса, их продуктивной учебно-познавательной и практической деятельности, основанной на научной организации труда и культуре здорового образа жизни. С утверждением в КГБОУ СПО «Хабаровский педагогический колледж» в 2008г. концепции «Здоровьеформирующие технологии» и в 2011 г. Программы развития колледжа на 2011—2015 гг. были определены основные направления деятельности колледжа в рамках здоровьесбережения, а именно: создание здоровьесберегающей инфраструктуры с использованием современных технологий, профилактика и укрепление здоровья студентов и сотрудников, формирование культуры здорового образа жизни через спортивно-воспитательную работу. Стоит отметить, что базовые знания о здоровье имеет каждый студент колледжа. Однако необходимо актуализировать эти знания в жизненный опыт безопасного существования личности, формируя в образовательном учреждении здоровьесберегающую среду. Под жизненным опытом, согласно АС. Белкину, будем понимать «витагенную (скрытую) информацию, ставшую достоянием личности, отложенную в резервах долговременной памяти, находящуюся в состоянии постоянной готовности к актуализации (востребованию) в адекватных ситуациях» [2, с. 56—58]. . С педагогической позиции важным является тот факт, что поскольку в отличие от физического и природно-психического личностно-психологическое и духовно-нравственное здоровье не даны человеку от природы, а требуют собственных усилий в направлении их формирования, то можно говорить о необходимости не только поддержания и укрепления здоровья растущего человека, но и о его развитии, творении [3]. Таким образом, так как здоровье имеет структуры — физическую, природную, психическую и т.д., то их можно создавать через формирование здоровьесберегающей образовательной среды. Эта среда в колледже представлена шестью блоками: медицинский, психологический, питание/пищевой, учебно-воспитательный, методический, спортивно-оздоровительный. В 2009 г. полностью модернизировано технологическое оборудование пищевого комплекса, что способствовало организации питания студентов и сотрудников на качественно новом уровне. На сегодняшний день организация питания в колледже строится по следующей модели: студенческая столовая (базовая) — столовая-доготовочная — столовая-раздаточная. В 2011 г. в колледже проведена реконструкция медицинского блока, в состав которого входят оборудованные на современном уровне терапевтический, процедурный, стоматологический кабинеты, изолятор. В рамках работы медицинского блока студенты получают следующее обслуживание: первая медицинская помощь; прививки, ведение карты прививок каждого студента; медицинский осмотр, составление антропометрического паспорта; медикаментозное и стоматологическое лечение; диагностика зрения; медицинские консультации; профилактические беседы; массаж; занятия в кружке «Оказание первой медицинской помощи». Для психологического сопровождения студентов и преподавателей в колледже оснащена комната психологической разгрузки. Преподаватель психологии, сотрудничая с психологом Хабаровского краевого центра психолого-медико-социального сопровождения и специалистами краевого молодежного социального медико-педагогического центра, проводит работу со студенческим и педагогическим коллективами. С 2012 г. в колледже работают лаборатории «Начальное образование» и «Дошкольное образование», в рамках которых осуществляется учебно-методическая и исследовательская деятельность по снижению уровня агрессивности образовательной среды при помощи здоровьесберегающих технологий в учебном процессе колледжа и формированию здоровьесберегающей позиции будущих специалистов в области образования. В полной мере потенциальные возможности образовательно-воспитательной среды в области здоровьесбережения раскрываются в спортивно-оздоровительном направлении, которое четко ориентировано на обеспечение условий для развития физической культуры и массового спорта, повышение интереса и привлечение преподавателей и студентов к систематическим занятиям физической культурой и спортом, обеспечение их доступности. В колледже работает спортивно-оздоровительный центр, в который входят два спортивных зала, тренажерный зал, помещение в общежитии, оснащенное для занятий настольным теннисом. Проводится работа по распределению студентов колледжа на медицинские группы для учебных занятий по дисциплине «Физическая культура». Совместно с медицинским работником, учитывая медицинские показания, определены три группы здоровья: основная, подготовительная и специальная медицинская, которая в свою очередь делится по видам заболеваний (сердечно-сосудистые, опорно-двигательные, заболевания ЖКТ). Стоит отметить, что возможность заниматься физической культурой имеют все желающие студенты. Для этого организована работа спортивных секций: легкая атлетика, лыжный спорт, баскетбол, волейбол, настольный теннис. Студенты колледжа активно участвуют в товарищеских встречах и студенческой спартакиаде среди средних специальных учебных заведений города Хабаровска и Хабаровского края, в городских соревнованиях по легкоатлетическому кроссу, волейболу, баскетболу, настольному теннису, футболу, городской легкоатлетической эстафете, в лыжных гонках. В каждом семестре в колледже проводится спортивный праздник «День здоровья». Целью проведения «Дня здоровья» в сентябре является адаптация студентов нового набора к условиям колледжа. В рамках акции по посещению хоккейных матчей студентам выданы абонементы для свободного посещения матчей команды «Тигры Амура», наряду со студентами преподаватели колледжа участвуют в городской спартакиаде «Здоровье» среди сотрудников и преподавателей ссузов, что является примером для студентов. Результаты участия в спартакиаде ссузов г. Хабаровска показывают положительную динамику спортивных достижений студентов и преподавателей за последние четыре года, что позволило колледжу занять третье место в общем зачете. Таким образом, в рамках создания здоровьесберегающей среды в колледже соблюдены основные требования здоровьесбережения. Однако есть необходимость продолжения работы по обобщению опыта внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательную среду и организации специального подразделения колледжа по согласованию и координации такой работы. С этой целью в колледже создана лаборатория «Здоровьесберегающие технологии», задачами которой являются разработка и ведение дневника здоровья студентов; разработка, внедрение и диссеминация опыта здоровьесбережения студентов, преподавателей и сотрудников; организация исследовательской, аналитической работы; создание условий практического освоения и апробации методов, форм, теоретических моделей школы безопасности. Результаты создания здоровьесберегающей среды в колледже представлены на заседании Совета директоров учреждений начального и среднего профессионального образования Хабаровского края в марте 2013 г. Разработанная система мониторинга здоровьесберегающей среды колледжа и проект «Создание здоровьесберегаюшей инфраструктуры в учреждении среднего профессионального образования на примере Хабаровского педагогического колледжа» обсуждены и одобрены на курсах повышения квалификации преподавателей ОБЖ в мае 2013 г. В ходе анализа здоровьесберегающеи среды колледжа выявлена необходимость разработки методических рекомендаций для педагогов, определяющих подходы к созданию здоровьесберегаюшего образовательного пространства на занятиях и во время педагогической практики, в частности при работе со студентами, имеющими низкие показатели психосоматического здоровья. Реализация здоровьесберегающего направления в деятельности педагогического колледжа остается актуальной, так как от здоровьесберегающей позиции будущего специалиста сферы образования во многом зависит здоровье подрастающего поколения.
А.П. Исакова, преподаватель, зав. лабораторией «Здоровьесберегающие технологии» Хабаровского педагогического колледжа
|