12.11.2013 14:24 | |||
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЪНОГО РАЗВИТИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА
Л. П. Соболь, зам. директора Хабаровского педагогического колледжа
Глобальные изменения в экономике, социокультурной ситуации, комплексная модернизация системы образования требуют от педагога как ключевой фигуры образовательного процесса компетентности, мобильности, непрерывного саморазвития. Для колледжа, осуществляющего подготовку по педагогическим специальностям, эта задача является особенно актуальной. Сегодня необходима качественно новая подготовка учителя, позволяющая сочетать фундаментальность профессиональных знаний с инновационностью мышления и исследовательским подходом к разрешению конкретных образовательных проблем. В связи с этим возникает необходимость создания целого ряда условий для поддержки и развития личностно-профессионального потенциала субъектов образовательного процесса, среди которых наиболее эффективным условием выступает научно-методическое сопровождение, осуществляемое в образовательном учреждении поэтапно специалистами методической службы. Вслед за М. Н. Певзнер мы понимаем научно-методическое сопровождение профессиональной деятельности педагогов как реализуемую в многообразных формах и технологиях систему взаимосвязанных функций, действий, процедур, методов, техник, мероприятий, обеспечивающих оказание квалифицированной помощи педагогу на протяжении всей его профессиональной карьеры. Одной из целей научно-методического сопровождения является развитие продуктивного специалиста. Продуктивный специалист - профессионал, способный постоянно обновлять свой поведенческий репертуар, обладающий чувством перспективы, разрабатывающий различные стратегии и стили профессионального поведения, адекватные контексту ситуации, признающий возможность альтернативных способов решения проблемных задач, а значит — развивающийся в инновационном пространстве. Научно-методическое сопровождение деятельности преподавателей в Хабаровском педагогическом колледже заключается в непрерывной профессиональной подготовке и методическом взаимодействии педагогов, в результате которого актуализируется профессиональный потенциал личности. Научно-методическое сопровождение осуществляется по следующим направлениям: - диагностическое (выявление профессиональных затруднений и изучение профессиональных потребностей педагога и активизация потребности в личностно-профессиональном развитии); - поисковое (подбор необходимых методов, форм, тактик, приемов и т. д.); - основное (повышение квалификации, консультирование, индивидуальная и групповая формы методической и научно-исследовательской работы, организация методических семи-'наров, научно-практических конференций и т. д.); - аналитическое (сбор и анализ достижений педагога, планирование дальнейшей работы). Системный подход в организации сопровождения научно-методической работы коллектива обусловливает выбор и взаимосвязь разнообразных форм ее проведения: - индивидуальная работа преподавателей над научно-методической проблемой; - деятельность ПЦК как самостоятельного творческого коллектива; - деятельность временных исследовательских (творческих) коллективов, проектировочных площадок по определенным проблемам; - проведение семинаров-практикумов, научно-методических советов, тематических встреч и консультаций; - участие в научно-практических конференциях, конкурсах, смотрах и др. С 2009 г. начали работу проектировочные площадки — преподаватели приступили к формированию методического и дидактического обеспечения основных профессиональных образовательных программ, программ профессиональных модулей и вариативной части, продолжили создание электронных учебно-методических комплеков дисциплин и специальностей в соответствии с ФГОС СГТО. На протяжении многих лет колледж является краевой экспериментальной площадкой (КЭП) по различным актуальным проблемам среднего профессионального образования. В 2012 г. закончен внедренческий этап КЭП по теме «Толерантность как основное условие воспитания культуры межнациональных отношений». Обобщенный и систематизированный материал деятельности коллектива представлен в методических продуктах: - электронный портфолио волонтерского отряда «Теплые руки» (Л. М. Лобачева); - сборник статей по воспитанию межкультурной толерантности (Л. М. Лобачева, Л. П. Соболь, А. Е. Киргинцева); - учебно-методическое пособие «Толерантность как основа межкультурного общения» (А. Е. Киргинцева); - сборник кураторских часов и внеклассных мероприятий «Уроки толерантности» (Е. А. Гришичкина, Л. М. Лобачева, Л. П. Соболь, А. Е. Киргинцева). В 2013 г. после конкурсного отбора через защиту проекта, разработанного преподавателем, кандидатом педагогических наук И. И. Гоголевой, колледжу вновь присужден статус КЭП по теме «Развитие научно-исследовательской компетенции преподавателей и студентов ссуза», итогом разработки которой должна стать модельная лаборатория. Важное место в комплексе условий личностно-профессионального сопровождения преподавателей занимает деятельность школы молодого педагога. Школа молодого педагога — это союз молодых преподавателей-стажистов, действующих на основе принципа сотрудничества, объединенных общей задачей — поддерживать и адаптировать начинающих преподавателей к новым профессиональным условиям, традициям колледжа и внедряемым инновациям. С целью реализации научно-исследовательского потенциала аспирантов, соискателей и научно-методического обеспечения образовательного процесса по инициативе директора колледжа Г. М. Гостева было создано аспирантско-соискательское объединение преподавателей (АСО). Для инициативных преподавателей появилась возможность в рамках АСО проводить научно-исследовательскую и опытно-экспериментальную работу по проблемам диссертационных исследований. За годы существования АСО преподавателями колледжа защищено восемь диссертаций на соискание степени кандидата наук. В настоящее время в колледже работают пять кандидатов наук и шесть аспирантов и соискателей, деятельность которых направлена на координацию научно-методической работы коллектива преподавателей, выявление проблем, анализ противоречий образовательного процесса и решение их с позиций научно-исследовательской деятельности. С целью поиска новых форм организации научно-методической и исследовательской работы всех субъектов образовательного процесса, к которому мы относим преподавателей, студентов, работодателей и социальных партнеров, в сотрудничестве с преподавателями Амурского гуманитарно-педагогического государственного университета и руководителем научно-исследовательского центра КГБОУ ДПО ХК ИППК СПО, кандидатом психологических наук И. В. Пахно начали свою деятельность лаборатории «Начальное образование» и «Дошкольное образование». Лаборатории оснащены современным оборудованием и программным обеспечением, что позволяет проводить мастер-классы, интегрированные уроки с приглашением специалистов школ и ДОУ края. Одной из неизменных традиций научно-исследовательской работы колледжа является ежегодное проведение региональной научно-практической конференции преподавателей и студентов как смотра-отчета творческих возможностей и научно-практических достижений студенческого и педагогического коллективов. В конференции принимают участие представители научных кругов и Министерства образования и науки Хабаровского края, педагогических колледжей (училищ) Дальневосточного региона и средних специальных учебных заведений края, социальные партнеры, учащиеся школ и центров дополнительного образования города, а также выпускники колледжа разных лет. Так, в 2013 г. состоялась 19-я региональная научно-практическая конференция. Пленарные и секционные заседания, неделя наук, мастер-классы, тренинги, творческие мастерские, публичные лекции — все это разнообразные формы проведения конференций. Итогом плодотворной научно-исследовательской работы преподавателей и студентов являются сборники тезисов и статей конференции. Так, постепенно исследовательская и опытно-экспериментальная работа становится неотъемлемой частью педагогической деятельности преподавателей колледжа, источником их личностно-профессионального развития и статуса, показателем развития педагогического коллектива и отношения к новым реалиям. Ценность экспериментальной деятельности для преподавателей колледжа — в овладении необходимыми теоретическими знаниями в реальном режиме, в приобретении инновационного опыта. С целью развития информационно-коммуникационной компетенции преподавателей, обмена положительными практиками, адаптации и сопровождения выпускников создано сетевое сообщество преподавателей колледжа «Россыпи педагогических идей» как площадка для открытого полилога. Научно-исследовательская работа студентов осуществляется в рамках студенческого научного общества (СНО), созданного в 2001 г. для их творческой самореализации, приобщения к исследовательской и другой творческой деятельности в различных областях науки и культуры. В структуре СНО: психологический клуб «Креа-центр», объединение студентов-исследователей «Лингвист», клуб «Филолог», экологический центр «ЭКО», студенческая ассоциация «ДизАрт», исторический клуб «МатериалИст», «Начальное образование», «Экология детства», «Информационная культура специалиста» и др. Реализация комплексного научно-методического сопровождения педагогов позволяет достичь таких позитивных изменений, как: - позитивная динамика в повышении квалификации педагогов, уровня их профессиональной компетентности; - рост потребности в развитии личностного и профессионального потенциала; - увеличение количества участников и победителей всероссийских и региональных конкурсов, конференций, семинаров и т.д.; - готовность педагогов к дальнейшему самообразованию. Таким образом, научно-методическое сопровождение деятельности преподавателей и студентов в колледже представляет собой целенаправленно организованную педагогическую среду, в которой взаимодействие субъектов образовательного процесса обеспечивает благоприятные условия для их личностно-профессионального развития. В нашей статье мы коснулись лишь малой части особенностей организации основного направления научно-методического сопровождения в педагогическом колледже. Ценность научно-методического сопровождения заключается в системном подходе и том многообразии функций, которое оно выполняет.
|