Поиск по сайту

Статистика

Яндекс.Метрика

12.11.2013 14:24

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЪНОГО РАЗВИТИЯ

ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА

 

Л. П. Соболь, зам. директора

Хабаровского педагогического

колледжа

 

Глобальные изменения в экономике, социокультурной ситуации, комплексная модернизация системы образования требуют от педаго­га как ключевой фигуры образовательного процесса компетентности, мобильности, непрерывного саморазвития.

Для колледжа, осуществляющего подготовку по педагогическим специальностям, эта задача является особенно актуальной. Сегодня необходима качественно новая подготовка учителя, позволяющая сочетать фундаментальность профессиональных знаний с инновационностью мышления и исследовательским подходом к разрешению конкретных образовательных проблем.

В связи с этим возникает необходимость создания целого ряда условий для поддержки и развития личностно-профессионального потенциала субъектов образовательного процесса, среди которых наиболее эффективным условием выступает научно-методическое сопровождение, осуществляемое в образовательном учреждении по­этапно специалистами методической службы.

Вслед за М. Н. Певзнер мы понимаем научно-методическое сопро­вождение профессиональной деятельности педагогов как реализуе­мую в многообразных формах и технологиях систему взаимосвязан­ных функций, действий, процедур, методов, техник, мероприятий, обеспечивающих оказание квалифицированной помощи педагогу на протяжении всей его профессиональной карьеры.

Одной из целей научно-методического сопровождения является развитие продуктивного специалиста. Продуктивный специалист - профессионал, способный постоянно обновлять свой поведенческий репертуар, обладающий чувством перспективы, разрабатывающий различные стратегии и стили профессионального поведения, адек­ватные контексту ситуации, признающий возможность альтернатив­ных способов решения проблемных задач, а значит — развивающийся в инновационном пространстве.

Научно-методическое сопровождение деятельности преподавате­лей в Хабаровском педагогическом колледже заключается в непрерывной профессиональной подготовке и методическом взаимодей­ствии педагогов, в результате которого актуализируется профессио­нальный потенциал личности. Научно-методическое сопровождение осуществляется по следующим направлениям:

- диагностическое (выявление профессиональных затруднений и изучение профессиональных потребностей педагога и акти­визация потребности в личностно-профессиональном разви­тии);

- поисковое (подбор необходимых методов, форм, тактик, при­емов и т. д.);

- основное (повышение квалификации, консультирование, индивидуальная и групповая формы методической и научно-исследовательской работы, организация методических семи-'наров, научно-практических конференций и т. д.);

- аналитическое (сбор и анализ достижений педагога, планиро­вание дальнейшей работы).

Системный подход в организации сопровождения научно-методической работы коллектива обусловливает выбор и взаимо­связь разнообразных форм ее проведения:

- индивидуальная работа преподавателей над научно-методической проблемой;

- деятельность ПЦК как самостоятельного творческого коллек­тива;

- деятельность временных исследовательских (творческих) коллективов, проектировочных площадок по определенным проблемам;

- проведение  семинаров-практикумов,   научно-методических советов, тематических встреч и консультаций;

-  участие в научно-практических конференциях, конкурсах, смотрах и др.

С 2009 г. начали работу проектировочные площадки — преподава­тели приступили к формированию методического и дидактического обеспечения основных профессиональных образовательных программ, программ профессиональных модулей и вариативной части, продолжили создание электронных учебно-методических комплеков дисциплин и специальностей в соответствии с ФГОС СГТО.

На протяжении многих лет колледж является краевой экспериментальной площадкой (КЭП) по различным актуальным проблемам среднего профессионального образования. В 2012 г. закончен внедренческий этап КЭП по теме «Толерантность как основное условие воспитания культуры межнациональных отношений». Обобщенный и систематизированный материал деятельности коллектива пред­ставлен в методических продуктах:

- электронный портфолио волонтерского отряда «Теплые руки» (Л. М. Лобачева);

- сборник статей по воспитанию межкультурной толерантности (Л. М. Лобачева, Л. П. Соболь, А. Е. Киргинцева);

- учебно-методическое  пособие  «Толерантность  как основа межкультурного общения» (А. Е. Киргинцева);

- сборник  кураторских часов  и  внеклассных  мероприятий «Уроки толерантности» (Е. А. Гришичкина, Л. М. Лобачева, Л. П. Соболь, А. Е. Киргинцева).

В 2013 г. после конкурсного отбора через защиту проекта, разрабо­танного преподавателем, кандидатом педагогических наук И. И. Го­голевой, колледжу вновь присужден статус КЭП по теме «Развитие научно-исследовательской компетенции преподавателей и студентов ссуза», итогом разработки которой должна стать модельная лабора­тория.

Важное место в комплексе условий личностно-профессионального сопровождения преподавателей занимает деятельность школы молодого педагога. Школа молодого педагога — это союз молодых преподавателей-стажистов, действующих на основе принципа со­трудничества, объединенных общей задачей — поддерживать и адап­тировать начинающих преподавателей к новым профессиональным условиям, традициям колледжа и внедряемым инновациям.

С целью реализации научно-исследовательского потенциала аспирантов, соискателей и научно-методического обеспечения обра­зовательного процесса по инициативе директора колледжа Г. М. Го­стева было создано аспирантско-соискательское объединение пре­подавателей (АСО). Для инициативных преподавателей появилась возможность в рамках АСО проводить научно-исследовательскую и опытно-экспериментальную работу по проблемам диссертационных исследований. За годы существования АСО преподавателями коллед­жа защищено восемь диссертаций на соискание степени кандидата наук. В настоящее время в колледже работают пять кандидатов наук и шесть аспирантов и соискателей, деятельность которых направлена на координацию научно-методической работы коллектива преподавателей, выявление проблем, анализ противоречий образовательного процесса и решение их с позиций научно-исследовательской дея­тельности.

С целью поиска новых форм организации научно-методической и исследовательской работы всех субъектов образовательного про­цесса, к которому мы относим преподавателей, студентов, работода­телей и социальных партнеров, в сотрудничестве с преподавателями Амурского гуманитарно-педагогического государственного универ­ситета и руководителем научно-исследовательского центра КГБОУ ДПО ХК ИППК СПО, кандидатом психологических наук И. В. Пахно начали свою деятельность лаборатории «Начальное образование» и «Дошкольное образование». Лаборатории оснащены современным оборудованием и программным обеспечением, что позволяет прово­дить мастер-классы, интегрированные уроки с приглашением спе­циалистов школ и ДОУ края.

Одной из неизменных традиций научно-исследовательской рабо­ты колледжа является ежегодное проведение региональной научно-практической конференции преподавателей и студентов как смотра-отчета творческих возможностей и научно-практических достижений студенческого и педагогического коллективов. В конференции прини­мают участие представители научных кругов и Министерства образо­вания и науки Хабаровского края, педагогических колледжей (училищ) Дальневосточного региона и средних специальных учебных заведений края, социальные партнеры, учащиеся школ и центров дополнитель­ного образования города, а также выпускники колледжа разных лет. Так, в 2013 г. состоялась 19-я региональная научно-практическая кон­ференция. Пленарные и секционные заседания, неделя наук, мастер-классы, тренинги, творческие мастерские, публичные лекции — все это разнообразные формы проведения конференций. Итогом плодо­творной научно-исследовательской работы преподавателей и студен­тов являются сборники тезисов и статей конференции.

Так, постепенно исследовательская и опытно-экспериментальная работа становится неотъемлемой частью педагогической дея­тельности преподавателей колледжа, источником их личностно-профессионального развития и статуса, показателем развития педа­гогического коллектива и отношения к новым реалиям. Ценность экспериментальной деятельности для преподавателей колледжа — в овладении необходимыми теоретическими знаниями в реальном ре­жиме, в приобретении инновационного опыта.

С целью развития информационно-коммуникационной компе­тенции преподавателей, обмена положительными практиками, адап­тации и сопровождения выпускников создано сетевое сообщество преподавателей колледжа «Россыпи педагогических идей» как пло­щадка для открытого полилога.

Научно-исследовательская работа студентов осуществляется в рамках студенческого научного общества (СНО), созданного в 2001 г. для их творческой самореализации, приобщения к исследователь­ской и другой творческой деятельности в различных областях науки и культуры. В структуре СНО: психологический клуб «Креа-центр», объединение студентов-исследователей «Лингвист», клуб «Филолог», экологический центр «ЭКО», студенческая ассоциация «ДизАрт», исторический клуб «МатериалИст», «Начальное образование», «Эко­логия детства», «Информационная культура специалиста» и др.

Реализация комплексного научно-методического сопровождения педагогов позволяет достичь таких позитивных изменений, как:

-  позитивная динамика в повышении квалификации педагогов, уровня их профессиональной компетентности;

-  рост потребности в развитии личностного и профессиональ­ного потенциала;

- увеличение количества участников и победителей всероссий­ских и региональных конкурсов, конференций, семинаров и т.д.;

- готовность педагогов к дальнейшему самообразованию.

Таким образом, научно-методическое сопровождение деятель­ности преподавателей и студентов в колледже представляет собой целенаправленно организованную педагогическую среду, в которой взаимодействие субъектов образовательного процесса обеспечивает благоприятные условия для их личностно-профессионального раз­вития.

В нашей статье мы коснулись лишь малой части особенностей ор­ганизации основного направления научно-методического сопрово­ждения в педагогическом колледже. Ценность научно-методического сопровождения заключается в системном подходе и том многообра­зии функций, которое оно выполняет.

 
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер