Поиск по сайту

Статистика

Яндекс.Метрика

24.03.2021 15:56



Вместе – полезно, практично и интересно!



В течение двух лет студенты специальности 44.02.02 "Преподавание в начальных классах" проходят производственную практику в МБОУ "Правовой лицей имени Сергея Николенко" г. Хабаровска. За это время сложились разные формы взаимодействия с педагогами лицея: семинары, тематические, индивидуальные и групповые консультации (Боровикова Ю.А.), социальный проект по добровольчеству (Рабенкова А.Ю.) мастер-классы (Супрунова Р.А.) и др.

В марте-апреле 2020 г. проведено эмпирическое исследование по формированию групповой сплоченности учащихся 2В класса. Инициатором исследования выступила учитель начальных классов лицея Рабенкова Анастасия Юрьевна, непосредственным исполнителем – Задворная Анастасия (3курс, группа ПНК-32), научным консультантом – Гоголева И.И., к.п.н., преподаватель колледжа.

На констатирующем этапе исследования посредством таких методик, как "Какой у нас коллектив?" (автор А.Н. Лутошкин), методика на определение индекса групповой сплоченности "Психометрический тест К.Э. Сишора", методика "Наши отношения", определение опосредованной групповой сплоченности (авторы В.С. Ивашкин, В.В. Онуфриева), методика "Дерево" (автор Д. Лампен, в адаптации Л.П. Пономоренко), был констатирован недостаточный уровень сформированности групповой сплоченности второклассников. В целом результаты показали, что младшие школьники имели желание действовать, но в силу возраста и недостаточной сформированности коммуникативного опыта не всегда правильно выстраивали свои контакты со сверстниками и взрослыми. Поэтому в сентябре-октябре 2020 г. была разработана программа практикумов-тренингов (по Е.Н. Барышникову). В процессе проектирования занятий, выбора приемов и упражнений для усиления групповой сплоченности младших школьников был важен не только аспект сплоченности, но и вектор ее направленности – доброжелательность, принятие.



В декабре 2020 г. – марте 2021 г. данная программа была реализована студенткой 3 курса Задворной А. В занятиях участвовал весь 3В класс. В ходе практикумов посредством специальных приемов и упражнений для усиления групповой сплоченности третьеклассники:

  • учились эффективному взаимодействию и бесконфликтному разрешению спорных ситуаций;
  • развивали умение слушать и слышать товарищей, уважать мнение одноклассников.

Все проведенные игры и упражнения ("Встреча взглядами", "Посылка", "Слепая прогулка", "Ответы за другого", "Составь слово", "Собери пазлы", "Элитный клуб" и др.) показывали преимущества открытого общения и командной работы. На занятиях в ходе обсуждений ребята утвердились в законах сплоченного коллектива: законы пунктуальности, вежливости, активности, уважения, ответственности. На своем опыте убедились, что формирование групповой сплоченности младших школьников – сложный и длительный процесс.

В данном процессе важна роль педагога, как организатора детского коллектива. Осуществляя работу с 3В классом, учитель Анастасия Юрьевна Рабенкова выстраивает воспитательную работу посредством совместной деятельности, со-управления, традиций, серии воспитательных дел и пр. Педагог стремится стать для своих учеников значимым взрослым, задающим образцы поведения в обществе. В дружном классе, где классный руководитель прислушивается к мнению учеников, учиться намного комфортнее.

Проведение совместных исследований учителей и студентов оказывает положительное влияние на уровень профессиональной подготовки будущих специалистов, выступает стимулом и ресурсом профессионального роста педагогов. Возможность поделиться – это самый мощный способ научиться чему-то: "Оглянись вокруг, узнай что-то новое и расскажи кому-нибудь об этом".



Гоголева И.И.,

преподаватель, к.п.н.,

Задворная А.,

студентка 3 курса



 
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер