Поиск по сайту

Регистрация/Вход

Статистика

Яндекс.Метрика

25.06.2019 11:35


ПРИВЛЕЧЕНИЕ МОЛОДЕЖИ В НАУКУ ЧЕРЕЗ ТОНКУЮ НИТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПСИХИКИ: ЭССЕ О ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ



Психология – интереснейшая наука, наука о самом сложном, непостижимом феномене – человеке. Она помогает понять других людей, себя, выстраивать отношения с окружающими, принять многомерность и непредсказуемость окружающего мира.

Главное, что дает психологическая наука – понимание того, что "Мир висит на тонкой нити, и эта нить – человеческая психика" (Э. Фромм).

Для студентов клуба психолого-педагогических инициатив "Логос", образованном в рамках студенческого научного общества Хабаровского педагогического колледжа имени Героя Советского Союза Д.Л. Калараша, понятия "психологическая наука" и "образование" неразделимы. Это сращивание научно-исследовательской и преподавательской деятельности определяет их понимание сущности образования Человека.

В сентябре 2019 года педагогическое сообщество пополнится двумя талантливыми и целеустремленными специалистами, учителями начальных классов, напрямую связывающими в своем сознании воспитание подрастающего поколения и науку.

Стульева Лолита начала свой путь исследователя ещё с первого курса, когда из простого интереса заглянула на мастер-класс преподавателя математических дисциплин колледжа Михаила Викторовича Нешумаева и осталась работать под его началом на протяжении всех трех лет учебы. Лолита занималась научным исследованием развития креативности личности младших школьников.

Поиск и теоретический анализ отечественных и зарубежных работ по обозначенной тематике позволил студентке выделить для себя противоречия между наличием большого количества исследований психолого-педагогических условий развития креативности личности младшего школьника и преимущественной их направленностью на реализацию исключительно педагогических технологий, а не организацию учебной деятельности, как ведущей в младшем школьном возрасте; а также между необходимостью организации учебной деятельности младших школьников и дефицитом практической разработанности учебных задач, интегрирующих в себе и психологическую и педагогическую компоненты.

Таким образом, и родилась тема "Технология Bring your own device как фактор развития креативности личности младших школьников", в которой Лолите удалось умело совместить желание создания условий для достижения учениками личностных результатов обучения и стремление педагога учитывать в профессиональной деятельности их потребностно-мотивационную сферу, веяния времени нового поколения. Говоря простыми словами, Лолита продвигала идею использования гаджетов в образовательном процессе для личностного развития младшего школьника. Начиная с 2016 года, результаты ее работы представлялись на двух Международных конкурсах научно-исследовательских работ "Гранит науки", проводимом в городе Таганрог (2017 г. – 3 место; 2018 г. – 3 место) и двух региональных конференциях. Также трижды публиковались в известном московском журнале "Universum: психологические и педагогические науки", к изданию в котором принимаются только работы, имеющие научную новизну и теоретико-практическую значимость. "Я всегда верила в то, что мы делали с Михаилом Викторовичем! Доверяя взглядам своего научного руководителя, я уверенно представляла результаты нашей работы на конференции любого уровня. Уверенно, потому что всегда знала, что мы на крыле современности" – говорит Лолита после защиты своей выпускной квалификационной работы на "отлично".

Вторая научная воспитанница Михаила Викторовича Нешумаева – это Глотова Татьяна. Студентка, ярко и блистательно победившая в Региональном этапе конкурса "WorldSkills Russia" по компетенции "Преподавание в младших классах" (2018 г.) и внесшая не менее значимый вклад в психологию и педагогику младшего школьного возраста. Да, именно вклад, поскольку исследование, которым она занималась на протяжении двух лет, впервые предпринята попытка разработать теоретическую модель обучения, интегрирующую теорию учебной деятельности и теорию самодетерминации в контексте развития мотивации учебной деятельности младших школьников.

А ведь все начиналось для Татьяны также неожиданно. "Однажды, готовясь к семинару по педагогике, я случайно наткнулась на статью Тамары Олеговны Гордеевой, профессора психологии из МГУ. В этой работе раскрывался интересный взгляд на то, что внутреннюю мотивацию можно развивать не только "внешней" педагогикой, но и, учитывая, базовые потребности младшего школьника… Речь в статье шла об интересной теории самодетерминации Э. Деси и Р. Райана, американских психологов" – говорит Татьяна, - "Заинтересовавшись не понарошку этим психологическим взглядом, я решила для себя, что оставшееся время учебы я хочу провести в исследовании этого вопроса и выйти с этой темой на диплом". Так и произошло знакомство Татьяны со своим научным руководителем.

В работе молодого исследователя на тему "Обучение, отвечающее потребности в самодетерминации, как фактор развития мотивации учебной деятельности младших школьников" описаны психолого-педагогические условия развития мотивации учебной деятельности младших школьников на основе поддержания учителем их базовых потребностей. Теория самодетерминации Э.Л. Деси и Р.М. Райана раскрыта в контексте организации обучения младших школьников, что может быть применено психологами и педагогами при психолого-педагогическом сопровождении развития мотивации их учебной деятельности. Результаты исследования Глотовой Татьяны дважды публиковались в уже названном журнале "Universum: психологические и педагогические науки" и три раза представлялись на региональных научно-практических конференциях. "Я испытываю сейчас счастье от того, что путь науки, выбранный мною на эти два года, был путем развития и совершенствования. ВКР на пятерку, думаю, тому лучшее подтверждение" – говорит Татьяна.

Люди занимаются наукой по разным причинам и с разными мотивами. Для кого-то это способ проявить себя, реализовать свой творческий потенциал, познавательный интерес, для кого-то – возможность повысить свой социальный статус, самоутвердиться. Для некоторых научная карьера связана со стремлением к финансовой независимости. Но если главный интерес ученого – финансовый, сложно говорить о высокой степени профессионализма такого человека.

Главное условие развития исследовательского интереса у студентов – личностная пристрастность, любовь к своей науке самого преподавателя. С.И. Гессен назвал это «методом заразы». Прекрасная метафора! Нельзя формально руководить подготовкой исследовательских работ студентов. Преподаватель должен «заразить» студента своим интересом к науке. Именно так можно привлечь талантливую молодежь в эту сферу.

Надеемся, что проводя такую кропотливую работу в науке, нам удалось взрастить в наших воспитанницах отношение к образованию не просто как к усвоению суммы знаний, умений, навыков, а созданию целостной картины мира, которая помогает человеку искать пути развития, совершенствоваться, самореализовываться, а в сложной ситуации – продуктивно действовать.

Сформировать понимание того, что образовательные учреждения должны, прежде всего, научить самостоятельно строить свою жизнь, нести ответственность за нее, за свои поступки, принимать и понимать неизживаемость глубокого разнообразия людей. Это и есть «взращивание человеческого в человеке».

Нешумаев М.В., руководитель ПЦК

специальностей "Преподавание в начальных классах",

"Коррекционная педагогика в начальном образовании"



 
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер