28.03.2019 14:44 | |||||
ЛЭПБУК КАК ТВОРЧЕСКОЕ СРЕДСТВО УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Единственный путь, ведущий к знаниям, – это деятельность Бернард Шоу В современных условиях профессионального образования педагоги активно осуществляют диверсификацию и модернизацию форм организации обучения как средства реализации системно-деятельностного и компетентностного подходов, технологии их оптимального сочетания и использования. Все это обусловливает повышение эффективности образовательного процесса, и, как результат, – качества образования. В практике изучения педагогических дисциплин будущие педагоги овладевают опытом создания лэпбуков. Лэпбук (lapbook, lap – колени, book – книга) – в дословном переводе с английского языка означает «книга на коленях». Лэпбук часто называют тематической папкой, книжкой-раскладушкой. Это самодельная интерактивная папка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которой находится информация в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков в любой форме по конкретной теме. Лэпбук – собирательный образ книги и раздаточного материала, в процессе составление которого обучающийся учится креативно мыслить и действовать в рамках заданной темы, расширяя кругозор, формируя умение находить нужную информацию среди множества источников, умение находить решения поставленной проблемы. Для изготовления лэпбука используются листы формата А3, края которых складываются к середине. В лэпбук вклеивались кармашки, линейки, круги и другие детали с наглядной информацией по теме. В собственном опыте преподавания сложилась технология использования лэпбука в учебных занятиях: 1 этап – знакомство с технологией лэпбука. 2 этап – формулировка названия лэпбука, составление плана, подбор содержательного и занимательного материала по теме, разработка репродуктивных и продуктивных заданий, например, «Шифрограмма» (зашифровано животное с помощью цифр, ключ к расшифровке – алфавит), «Закончи определение» (написаны определения животных, необходимо дописать и назвать по три животных данного класса) и др. 3 этап – разработка макета. Макет – это модель объекта в уменьшенном размере, которая, как правило, лишена функциональности объекта. Этот этап всегда самый интересный. Студентам надо придумать, как в лэпбуке будет представлен каждый пункт плана. Формы представления могут быть любыми, начиная от самого простого – текста, до игр и заданий. Например, кармашки «Сортировка мусора», «Произведения. Авторы», мини-книжка «Раскраска», полоски «Охрана», «Пословицы», карта «Кто где живет?», тест «Экологический образ жизни» и др. 4 этап – создание шаблона. В соответствии с макетом обучающиеся создают шаблон папки в натуральную величину. Студенты работают на компьютерах, рисуют, занимаются аппликацией. 5 этап – склеивание отдельных частей в единое целое, креативное оформление, используя позитивные цвета и разнообразные формы. На этапе используются материалы: картонная папка-основа, бумага, ножницы, клей-карандаш для бумаги, степлер, скотч. 6 этап – представление и защита лэпбука. Опыт создания лэпбука студенты успешно применяют в работе с детьми. В 2017 году Е. Чувашова участвовала в международном образовательном конкурсе профессионального мастерства «Образовательные технологии как объект педагогического выбора», представив свой опыт в форме статьи «Опыт использования лэпбука как творческий продукт проектной деятельности четвероклассников на уроке окружающего мира «Будь природе другом» В 2018 году студенты группы ПНК-22 организовали работу по созданию лэпбука «Космос» на производственной практике по профессиональному модулю «Классное руководство» в 3А классе МБОУ СОШ № 30 (учитель Митрофанова Е.А.). В 2019 году на преддипломной практике студентка 3 курса Е. Ищенко использовала лэпбук при проведении урока литературного чтения «Проект «Природа и мы» (УМК «Школа России») в 4В классе МАОУ НОШ «Первые шаги» (учитель Поздеева В.Ю.). Опыт студентов показал, что для младших школьников лэпбук – это возможность рассмотреть, изучить, повторить учебный материал в занимательном виде, поэтому они могут рассматривать лэпбуки на переменах, выполнять задания, содержащиеся в лэпбуках других детей. Своей практикой студенты доказали, что посредством использования лэпбука пройденный материал остается в памяти, а обучающийся пользуется теми знаниями, которые получил на учебных занятиях по определенной теме. И.И. Гоголева, преподаватель педагогических дисциплин, к.п.н.
|