20.03.2019 13:07 | |||
РОЛЬ КУРАТОРА В ПРОФИЛАКТИКЕ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В условиях смены образовательных парадигм, новых социально-экономических условий, среднее профессиональное образование и подготовка к будущей профессиональной деятельности существенно усложняются, актуализируя внутренние, психологические ресурсы личности обучающегося. Поэтому предупреждение и преодоление социально-психологической дезадаптации является актуальной проблемой в настоящее время. Социальная адаптация студентов профессиональной образовательной организации - это процесс и результат внутренних изменений, внешнего активного взаимодействия студентов с новой социальной средой, это важная составляющая не только образовательного процесса, но и их социализации. Существенную роль в решении проблемы социальной дезадаптации играет куратор учебной группы. Чем может помочь куратор группы студентам? Куратор может создать условия для личностного роста студентов, т.е. способствовать стремлению личности к внутреннему росту, преодолению трудностей, движению вперед, проявлению творческой активности, развитию ответственности и самоорганизованности. Как это сделать? Использовать личностно-ориентированный подход, диалог на основе взаимоуважения. Личностно ориентированной подход ставит целью развитие студента с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, содействие становлению личностного образа воспитанника, который состоит из индивидуальных особенностей личности, особенностей душевных переживаний, характера. В процессе реализации организационно-педагогического сопровождения социальной адаптации студентов куратору важно иметь сформированную личностно-ориентированную позицию, которая ориентирована, прежде всего, на личность студента, на признание ее уникальности, самоценности. Позиция куратора способствует созданию условий для саморазвития и самоактуализации студентов. Выделены три группы признаков, определяющих личностно-ориентированную позицию педагога, ссылаясь на них, перечислим признаки личностно ориентированной позиции куратора учебной группы: 1. Субъективные (личностные), внутренние признаки, связанные с "ценностно-смысловой сферой личности куратора": ˗ потребность в личностном саморазвитии; ˗ позитивное ценностное отношение к себе, отношение к другому как ценности; ˗ установка на личностное поведение; ˗ способность к взаимодействию; ˗ мотивационная направленность на другого; ˗ эмпатийное понимание вместо оценочного; ˗ установка на диалог, открытость в общении. 2. Объективные (внешние), связанные с требованиями деятельности, осуществляемой куратором в рамках личностно ориентированной парадигмы: ˗ ориентация на саморазвитие студента; ˗ создание условий для самоопределения, самореализации личности; ˗ использует договор как способ взаимодействия с другими людьми; ˗ владение технологиями индивидуальной и групповой работы. Куратор – это активный участник взаимодействия со студентами, которое строится на принципах диалога и сотрудничества. 3. Объективно – субъективные, связанные с организацией социальной среды, построенной на принципах совместности, открытости, рефлексивности: ˗ совместное проектирование организационно-педагогического сопровождения всеми его участниками; ˗ атмосфера образовательного учреждения, характеризующаяся доверительностью, открытостью, совместной деятельностью, сотворчеством. В своей профессиональной деятельности кураторы колледжа используют следующие эмоциональные стимулы: соревновательный (конкурсы, соревнования), стимул совместной деятельности (фактор-общения), стимул новизны, стимулы проявления творчества в ходе выполняемой деятельности. Хорошим стимулом в формировании активности студента является «Портфолио достижений студентов», которое играет решающую роль в назначении повышенной стипендии за достижения в творческой, научной, спортивной, общественной деятельности. В колледже регулярным стало проведение конкурса «Лучший портфолио» среди студентов всех курсов, начиная с первого. Актуальным в профилактике дезадаптации является применение таких технологий как технология списков, творческой мыслительной деятельности (Е.О. Галицких), открытые авторские технологии: ассоциативная, многослойная, сюрпризная (Е.М. Рендакова), эмоционально-ценностная технология воспитания студентов (М.Г. Яновская), диалоговые технологии в интерактивном режиме взаимодействия: деловые игры, диспуты, дебаты, дискуссии, круглые столы; проектные технологии, технология педагогических мастерских, игровая технология. Программа социальной адаптации студентов колледжа включает мероприятия профориентационного направления, групповые и индивидуальные занятия с психологом, тематические кураторские часы, включение студентов колледжа в деятельность волонтерских отрядов, в конкурсные и олимпиадные движения, участие в студенческих отрядах, мероприятия в общежитии, трудоустройство. Таким образом, деятельности куратора по организационно-педагогическому сопровождению социальной адаптации студентов в профессиональной образовательной организации является его целевой функцией. Н.А. Пилипенко, преподаватель
|