Поиск по сайту

Статистика

Яндекс.Метрика

20.03.2019 13:07

РОЛЬ КУРАТОРА В ПРОФИЛАКТИКЕ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ






В условиях смены образовательных парадигм, новых социально-экономических условий, среднее профессиональное образование и подготовка к будущей профессиональной деятельности существенно усложняются, актуализируя внутренние, психологические ресурсы личности обучающегося. Поэтому предупреждение и преодоление социально-психологической дезадаптации является актуальной проблемой в настоящее время.

Социальная адаптация студентов профессиональной образовательной организации - это процесс и результат внутренних изменений, внешнего активного взаимодействия студентов с новой социальной средой, это важная составляющая не только образовательного процесса, но и их социализации.

Существенную роль в решении проблемы социальной дезадаптации играет куратор учебной группы. Чем может помочь куратор группы студентам? Куратор может создать условия для личностного роста студентов, т.е. способствовать стремлению личности к внутреннему росту, преодолению трудностей, движению вперед, проявлению творческой активности, развитию ответственности и самоорганизованности.

Как это сделать? Использовать личностно-ориентированный подход, диалог на основе взаимоуважения. Личностно ориентированной подход ставит целью развитие студента с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, содействие становлению личностного образа воспитанника, который состоит из индивидуальных особенностей личности, особенностей душевных переживаний, характера.

В процессе реализации организационно-педагогического сопровождения социальной адаптации студентов куратору важно иметь сформированную личностно-ориентированную позицию, которая ориентирована, прежде всего, на личность студента, на признание ее уникальности, самоценности. Позиция куратора способствует созданию условий для саморазвития и самоактуализации студентов. Выделены три группы признаков, определяющих личностно-ориентированную позицию педагога, ссылаясь на них, перечислим признаки личностно ориентированной позиции куратора учебной группы:

1. Субъективные (личностные), внутренние признаки, связанные с "ценностно-смысловой сферой личности куратора":

˗         потребность в личностном саморазвитии;

˗         позитивное ценностное отношение к себе, отношение к другому как ценности;

˗         установка на личностное поведение;

˗         способность к взаимодействию;

˗         мотивационная направленность на другого;

˗         эмпатийное понимание вместо оценочного;

˗         установка на диалог, открытость в общении.

2. Объективные (внешние), связанные с требованиями деятельности, осуществляемой куратором в рамках личностно ориентированной парадигмы:

˗         ориентация на саморазвитие студента;

˗         создание условий для самоопределения, самореализации личности;

˗         использует договор как способ взаимодействия с другими людьми;

˗         владение технологиями индивидуальной и групповой работы.

Куратор – это активный участник взаимодействия со студентами, которое строится на принципах диалога и сотрудничества.

3. Объективно – субъективные, связанные с организацией социальной среды, построенной на принципах совместности, открытости, рефлексивности:

˗         совместное проектирование организационно-педагогического сопровождения всеми его участниками;

˗         атмосфера образовательного учреждения, характеризующаяся доверительностью, открытостью, совместной деятельностью, сотворчеством.

В своей профессиональной деятельности кураторы колледжа используют следующие эмоциональные стимулы: соревновательный (конкурсы, соревнования), стимул совместной деятельности (фактор-общения), стимул новизны, стимулы проявления творчества в ходе выполняемой деятельности. Хорошим стимулом в формировании активности студента является «Портфолио достижений студентов», которое играет решающую роль в назначении повышенной стипендии за достижения в творческой, научной, спортивной, общественной деятельности. В колледже регулярным стало проведение конкурса «Лучший портфолио» среди студентов всех курсов, начиная с первого.

Актуальным в профилактике дезадаптации является применение таких технологий как технология списков, творческой мыслительной деятельности (Е.О. Галицких), открытые авторские технологии: ассоциативная, многослойная, сюрпризная (Е.М. Рендакова), эмоционально-ценностная технология воспитания студентов (М.Г. Яновская), диалоговые технологии в интерактивном режиме взаимодействия: деловые игры, диспуты, дебаты, дискуссии, круглые столы; проектные технологии, технология педагогических мастерских, игровая технология.

Программа социальной адаптации студентов колледжа включает мероприятия профориентационного направления, групповые и индивидуальные занятия с психологом, тематические кураторские часы, включение студентов колледжа в деятельность волонтерских отрядов, в конкурсные и олимпиадные движения, участие в студенческих отрядах, мероприятия в общежитии,  трудоустройство.

Таким образом, деятельности куратора по организационно-педагогическому сопровождению социальной адаптации студентов в профессиональной образовательной организации является его целевой функцией.



Н.А. Пилипенко, преподаватель


 
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер